Адвокат Геворг Дангян полдня пытался найти не пришедшего в суд подзащитного, а потом внезапно узнал о его задержании.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера в Москве был задержан исполнительный вице-президент ЮКОСа с полномочиями президента Василий Алексанян. Как заявили «НГ» в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, «Василий Алексанян задержан и допрашивается в качестве подозреваемого». Об обстоятельствах и месте задержания вице-президента ЮКОСа представители Генпрокуратуры говорить отказались. Между тем адвокат Геворг Дангян заявил вчера, что Алексанян был задержан около 14.00, и подчеркнул, что обвинение его подзащитному пока не предъявлено.
Лишенный адвокатской неприкосновенности
Василия Алексаняна задержали спустя два часа с того момента, как Симоновский суд Москвы дал согласие Генпрокуратуре РФ на привлечение его к уголовной ответственности. Как утверждает Геворг Дангян, теперь следственные органы в любой момент могут предъявить ему обвинения и ходатайствовать об избрании меры пресечения. Однако когда это может произойти, адвокат предполагать не стал, заметив лишь, что «временем они не ограничены». «Им лишь необходимо будет официально известить Алексаняна о предъявлении ему обвинения», – сказал «НГ» Дангян. Когда следователи планируют это сделать, в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ пока не говорят.
Обращаться в Симоновский суд с представлением в отношении Алексаняна следственным органам пришлось потому, что он является адвокатом. До назначения на должность вице-президента ЮКОСа он был начальником правового управления компании, а также представлял в качестве адвоката интересы экс-главы компании Михаила Ходорковского и бывшего главы компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского. Как пояснил «НГ» Геворг Дангян, согласно закону, для предъявления обвинения адвокату необходимо заключение суда о наличии в его действиях состава преступления.
Следствие усмотрело в действиях Василия Алексаняна признаки преступления, предусмотренные ст. 160 (присвоение или растрата) и ч. 4 ст. 174 (легализация, отмывание денежных средств) Уголовного кодекса РФ. Как пояснил адвокат Алексаняна, «речь идет о двух эпизодах: хищении имущества ОАО «Томскнефть» и хищении акций нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих компании «ВНК» на общую сумму около 12 млрд. руб.». Кроме того, вице-президента ЮКОСа, по словам Дангяна, подозревают «в легализации якобы похищенных акций». «По версии следствия, легализация якобы была произведена путем совершения различных сделок», – сказал адвокат.
По словам Геворга Дангяна, представитель прокуратуры в подтверждение позиции следствия представил суду два тома материалов. Как утверждает адвокат, суд полностью согласился с доводами прокуратуры, хотя, «на наш взгляд, они не обоснованы и не подтверждены». «Я думаю, мы будем обжаловать сегодняшнее решение», – заявил журналистам адвокат.
Напомним, что в участии в присвоении имущества и активов компании «Томскнефть-ВНК» в составе организованной группы обвиняется заместитель начальника правового управления «ЮКОС-Москва» Светлана Бахмина. 19 апреля тот же Симоновский суд Москвы должен вынести ей приговор. Гособвинитель по делу Бахминой попросил суд приговорить ее к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима, а защита настаивает на ее полной невиновности. Однако, как утверждает защитник Бахминой адвокат Александр Гофштейн, о деталях дела Василия Алексаняна он «ничего не знает».
Обыск, исчезновение, задержание
Вплоть до момента задержания и родственники, и адвокаты Василия Алексаняна утверждали, что не знают, где он находится. На вчерашнем заседании в Симоновском суде вице-президент ЮКОСа не появился. А его адвокат Геворг Дангян, отвечая на вопрос «НГ», когда он в последний раз видел Василия Алексаняна, сказал: «Последний раз мы виделись вчера (5 апреля. – «НГ») в суде, после чего мы расстались и договорились встретиться на следующий день здесь же».
Мать Алексаняна Надежда Седых незадолго до задержания также заявила «НГ», что не имеет ни малейшего представления о том, где находится ее сын. «Я понятия не имею, где он, – рассказала «НГ» Надежда Седых. – С этими обысками я была уверена, что его в эту же ночь арестуют. Ведь уже целую неделю все говорят, что его должны вот-вот арестовать». Как стало известно «НГ» от источника в ближайшем окружении исполнительного вице-президента ЮКОСа, родственники действительно не подозревают, где вчера находился Алексанян. «Скорее всего он не уезжал из Москвы, он ведь всегда говорил, что не уедет, но предполагать трудно, это ведь все очень серьезно», – говорил наш собеседник за несколько часов до задержания вице-президента ЮКОСа. Мобильный телефон Алексаняна вчера весь день был «временно заблокирован».
Из поля зрения родственников и адвоката вице-президент ЮКОСа исчез сразу после заседания суда 5 апреля. По словам Дангяна, вечером того же дня следователи «провели обыски в загородном доме в Горках и в квартире на улице 26 Бакинских Комиссаров, где он прописан, но в на одном из них Алексанян не присутствовал».
Как рассказал «НГ» адвокат, обыск в загородном доме вице-президента ЮКОСа начался около 21.00. «Я присутствовал при этом, но не с самого начала, – рассказал «НГ» адвокат. – Я приехал, когда мне позвонили родственники Алексаняна и сказали, что к ним пришли следователи и проводят обыск». По словам Дангяна, следователи изъяли «документы, деньги и ценности». «Имеют ли изъятые вещи и документы отношение к делу, я сказать не могу. Я еще не знаком с содержанием документов: все, что изымалось, опечатывалось, описывалось, уносилось», – рассказал адвокат. Следственные мероприятия в загородном доме, по словам адвоката, закончились в половине второго ночи.
Обыск в квартире, по словам Надежды Седых, проходил уже без адвоката сына. «Вечером, около 9 часов, пришли люди, человек пять, предъявили какие-то бумаги или постановления, я от волнения ничего не могла прочитать, – рассказала «НГ» Надежда Седых. – Они что-то искали, довольно долго, часа два – два с половиной. Ничего не забрали, потому что не было тут у нас ничего». После обыска в квартире родителей, по словам матери Алексаняна, следователи вместе с его отцом, Георгием Алексаняном, ушли в квартиру сына, расположенную в соседнем доме на улице 26 Бакинских Комиссаров.
В Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ корреспонденту «НГ» вчера подтвердили факт обысков в загородном доме и в квартирах семьи Алексаняна на юго-западе Москвы. Как заявил корреспонденту «НГ» официальный представитель Генпрокуратуры России, «обыски производились в строгом соответствии с законом, с санкции суда, в присутствии понятых и адвоката Алексаняна».