Сегодня, когда цены на нефть растут, казалось бы, меньше всего надо беспокоиться о будущем нефтедобывающей отрасли. Однако в Институте проблем рынка РАН рассудили иначе. На днях созданная при Институте рабочая группа, возглавляемая академиком Петраковым, презентовала доклад «Проблемы налогообложения нефтяной отрасли России». В докладе подвергается критике как налоговая дисциплина российских компаний, так и система их налогообложения.
Практически все российские нефтедобывающие компании используют схемы минимизации налогов. Например, как заявил газете «Время новостей» Николай Петраков, только ТНК-ВР в 2001 году могла заплатить на 1 миллиард долларов больше. Но в то же время и полная выплата налогов в перспективе не принесет пользы ни отрасли, ни государству, так как налоговая система не стимулирует инвестиционную деятельность компаний.
По мнению авторов доклада, сегодня в стране нет ни одной крупной нефтедобывающей компании, которая бы не использовала схем минимизации налогообложения. В ход идут офшоры, «внутрикорпоративные тарифы», финансирование социальных проектов и т.д.
При этом, отмечает Николай Петраков, даже аудиторы Счетной палаты признают, что прямых нарушений налогового законодательства никто не совершает. Компании лишь используют дыры в законодательстве. Государство же теряет на этом миллиарды долларов в год. Если точнее, то, по словам академика, эксперты Счетной палаты оценили ежегодные потери только федерального бюджета от использования нефтяными компаниями схем минимизации уплаты налогов в 2–4 млрд. долларов.
Академик Петраков привел в газете «Деловая страна» (№1 от 22.03.06) примеры различных схем, используемых компаниями: «Сибнефть»... осуществляла деятельность через сеть зарегистрированных в Калмыкии – льготной зоне налогообложения – юридических лиц, которые покупали нефть по цене 1300 рублей за тонну, а продавали ее по цене в 2–3 раза выше... В результате пользования социальными льготами компания смогла снизить ставку налога на прибыль с 35 до 5%».
«Роснефть», по его словам, «передала основные фонды стоимостью почти в 10 млрд. рублей в безвозмездное пользование субъектам Федерации, в результате чего получила освобождение от уплаты НДС и налога на прибыль».
Но особенно пристально контролирующими органами сегодня изучаются схемы, применяющиеся компанией ТНК-ВР.
«Жесткость налогового администрирования с начала 2005 года очевидно концентрируется на ТНК-ВР, – говорит в «Деловой стране» Николай Петраков. – Впервые о налоговых проблемах ТНК-ВР стало известно еще осенью 2004 года... В настоящее время ФНС проводит проверку компании за 2002–2003 годы, но ее итоги пока не обнародованы». Но даже руководители компании, отмечает Петраков, предполагают, что «налоговые претензии, которые будут предъявлены ТНК-BP за 2002 и 2003 гг., вероятно, превысят аналогичные претензии за 2001 г.». Проверки привели к росту отчислений компании в бюджет. Так, «в 2004 году ТНК-ВР выплатила 6,5 миллиарда долларов налоговых платежей. Ожидается, что по итогам 2005 года сборы составят 14,5 миллиарда долларов», – отмечает Петраков.
В то же время то, что компания стала больше делиться с бюджетом, еще не означает, что ее бизнес стал прозрачным. «Для нас принципиально важно, что в отличие от других российских компаний с иностранным капиталом «ТНК-ВР Холдинг» пока не планирует сдавать отчетность по международным стандартам», – говорит Николай Петраков в интервью «Времени новостей».
Впрочем, критика отечественного налогообложения нефтяных компаний в докладе не ограничивается констатацией наличия в законодательстве «дыр», которые позволяют нефтяным корпорациям минимизировать свои платежи.
Не менее важной проблемой, по мнению авторов доклада, является то, что налоговая система не стимулирует инвестиционную деятельность в нефтедобыче и нефтепереработке.
Проблема в том, что сегодня идет разработка месторождений, разведанных еще во времена СССР. Для транспортировки нефти используется устаревшая инфраструктура, созданная в те же годы. Да и последний нефтеперерабатывающий завод построен в России еще при советской власти. Заводы отличаются недостаточной глубиной переработки нефти, а ужесточение экологических требований к нефтепродуктам требует значительных вложений в реконструкцию производственных мощностей.
«Новых же обустроенных месторождений практически нет, – подчеркивает Николай Петраков. – В нефтепереработке также сложилась сложная ситуация... Необходимость повышения инвестиционной привлекательности отрасли обусловлена тем, что масштабы потребностей в инвестициях в разведку и обустройство месторождений являются огромными. Потребность в капиталовложениях в нефтяной отрасли в ближайшие годы может составить 20–25 млрд. долларов в год».
По мнению академика, никакая сверхльготная налоговая система не станет сама по себе достаточным стимулом для инвестиций. Необходимо прежде всего установить правильное соотношение между размером обязательных платежей и стадиями инвестиционного процесса. Очевидно, что на начальных стадиях инвестирования в освоение месторождений, когда ни о каком доходе речи еще не идет, налогообложение инвестора должно быть мягче, чем в период, когда он начинает получать прибыль с добычи нефти.
Пока же отечественная налоговая система не дифференцирует свой подход к нефтяникам, а следовательно, и не стимулирует их к разработке новых месторождений. Таким образом, пока за счет ужесточения налогового администрирования государству удалось добиться лишь того, что нефтяные компании стали больше делиться с ним своими сверхдоходами. Однако вопрос о завтрашнем дне отрасли остается открытым.