Сегодня на процессе по делу об убийстве 9-летней таджикской девочки Хуршеды Султоновой должны состояться повторные прения сторон, на которых гособвинитель потребует назначить конкретные сроки наказания подсудимым, после чего судья вынесет приговор. Основанием для него станет вердикт коллегии присяжных, которые в среду признали всех восьмерых подсудимых невиновными в убийстве – лишь в хулиганстве.
Представители гособвинения и адвокат потерпевшей стороны уже заявили, что после вынесения приговора намерены частично оспорить вердикт. Особое недовольство вызвал пункт вердикта, в соответствии с которым подросток, обвинявшийся непосредственно в убийстве девочки, признан невиновным по этой части обвинения, но виновным в хулиганском нападении.
Ошеломляющий вердикт присяжных объясним только с одной точки зрения: они посчитали, что убийцы Хуршеды Султоновой пока не найдены (по делу проходят еще три человека, объявленные в розыск). Однако у знаменитых петербуржцев, к которым корреспондент «НГ» обратился за комментариями, существуют и иные версии.
Олег Басилашвили, народный артист России, актер Большого драматического театра им. Товстоногова
Сам по себе этот факт ужасный. Одно дело, когда депутаты поливают друг друга апельсиновым соком, что почему-то поощряется, и другое – когда «хулиганство» влечет за собой смерть человека, в данном случае 9-летней девочки. Нетерпимость к другому цвету кожи, разрезу глаз и т.д. зиждется на низком уровне жизни нападающих, безработице, на их понимании того, что они ничего не могут добиться, а вот иностранцы занимают их места, танцуют с их девушками и т.д. Это ксенофобия, которая, на мой взгляд, в какой-то степени поддерживается государственной властью. Для какой цели это делается, я не знаю.
Григорий Томчин, член Общественной палаты Российской Федерации
Я считаю, что у нас еще присяжные суды незрелые. Этот институт только-только начинает проявляться, и им нельзя поручать дела с политической окраской. Они еще не достигли судебного совершенства. Совершена грубая политическая ошибка, и в итоге решение суда разжигает межнациональную вражду. Я считаю, что эта ситуация должна быть предметом разбирательства пленума Верховного суда России».
Юрий Вдовин, заместитель председателя санкт-петербургской общественной организации «Гражданский контроль»
Город болен ксенофобией. Стремление власти избавиться от неприятностей, связанных с плохим социально-экономическим положением, приводит к тому, что недовольство людей направляется в сторону националистических проявлений, как бы указывая, что виноваты во всех бедах все не наши. Эти настроения, несомненно, передаются и тем людям, которые оказываются в суде присяжных.
Борис Стругацкий, писатель-фантаст
Вердикт суда присяжных иначе как недоразумением назвать не могу. Хотя, с другой стороны, я не знаю обстоятельств дела и, может, действительно не доказан факт убийства именно данным человеком. Может, убийца еще не найден? Но, вообще говоря, все это выглядит очень неприятно. К сожалению, взрыв ксенофобии становится общероссийской тенденцией, и это печально и мрачно. Виновные все должны наказываться, и соответствующие органы должны следить за тем, чтобы эти волки не сбивались в стаи.
Санкт-Петербург