По делу об обрушении тоннеля московского метро на перегоне «Войковская»–«Сокол» вчера был задержан гендиректор строительной фирмы ООО «Полюс М», которая проводила работы по установке рекламного щита вблизи моста Победы на Ленинградском шоссе. Как сообщили «НГ» в пресс-службе столичной прокуратуры, глава фирмы Радислав Лыба допрошен в качестве подозреваемого и уже признал, что работы по строительству объекта над тоннелем велись без необходимой документации. Обнаружены серьезные нарушения и в деятельности заказчика – рекламного агентства «Лайса». Комитет рекламы, информации и оформления города при правительстве Москвы собирается лишить фирму права на осуществление рекламной деятельности на территории Москвы.
ЧП в московской подземке, жертвами которой лишь по счастливой случайности не стали десятки людей, произошло в 14.29 в воскресенье, а движение поездов по Замоскворецкой линии было восстановлено только в 6.00 понедельника. Всю ночь и в тоннеле, и над тоннелем шли восстановительные работы. Забитые в тоннель метро сваи закрепляли сверху и обрезали нижние части, пробоины в стенке тоннеля заваривали стальными пластинами. Окончательно извлечь сваи ремонтники собирались в ночь на вторник, чтобы днем не останавливать движение поездов. В связи с этим движение поездов на участке от станции метро «Белорусская» до станции метро «Речной вокзал» вчера планировалось закрыть на час раньше.
Как рассказала в беседе с корреспондентом «НГ» пресс-секретарь Московского метрополитена Елена Крылова, говорить об окончательной сумме ущерба, нанесенного подземке, пока рано. «Кроме затрат на восстановление свода тоннеля и коммуникаций надо учесть еще стоимость ремонта подвижного состава и упущенную прибыль метрополитена, – пояснила Елена Крылова. – Тысячи пассажиров не воспользовались в тот день услугами столичного метро». Руководство Московского метрополитена уже заявило, что объем восстановительных работ значителен и что свои убытки метрополитен намерен возместить за счет виновника, который в нарушение всех требований проводил работы без каких-либо согласований со структурами метрополитена.
Что касается виновников происшествия, то, как заявили «НГ» в Московской городской прокуратуре, пока в деле фигурирует только подрядная строительная организация ООО «Полюс М». «Допрос еще не закончен, следователь беседует с гендиректором Радиславом Лыбой, который уже признал, что работы велись без необходимой документации и каких-либо согласований», – заявил вчера корреспонденту «НГ» представитель прокуратуры. По факту обрушения в тоннеле Замоскворецкой линии возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ).
Собственное расследование начала и Московская железная дорога, на чьей территории проводились работы. Ее представители подтвердили «НГ», что строительные работы велись в полосе отвода МЖД, но без необходимой документации, технического контроля и согласования с железнодорожниками. В МЖД также заявили, что никакого отношения к их ведомству ООО «Полюс М» не имеет.
Зато имеет отношение к московским железнодорожникам рекламное агентство «Лайса», которое устанавливало рекламный щит над линией столичного метрополитена. Как заявил вчера председатель Комитета рекламы, информации и оформления города при правительстве Москвы Владимир Макаров, эта фирма будет лишена прав на работу в Москве. В самом агентстве вчера никаких комментариев не давали.
Как пояснили корреспонденту «НГ» в пресс-службе комитета, железнодорожное рекламное агентство «Лайса» имеет эксклюзивный договор с Московской железной дорогой на размещение рекламы на ее землях. «Из всех разрешительных документов агентство имело только этот договор с железнодорожниками, однако никаких разрешений на конкретные строительные работы и ни одного согласования на эту установку у них не было», – заявил представитель комитета. Кроме того, по данным комитета, «Лайса» не заключила договора с подрядчиком – ООО «Полюс М».
По словам Владимира Макарова, сегодня будет собрана квалификационная комиссия, на которой у «Лайсы» будет отозвано квалификационное удостоверение на осуществление рекламной деятельности в Москве. Кроме этого, все конструкции, которые установлены компанией незаконно и не соответствуют правилам установки средств наружной рекламной информации в городе, будут незамедлительно демонтированы, добавил председатель комитета.
Как строить возле объектов метро
Все работы, которые проходят вблизи линий метрополитена, строго регламентированы. Любая организация, проводящая строительные работы на территории Москвы, обращается за соответствующим разрешением в городской департамент строительства, и если в процессе изучения проектной документации выясняется, что строительство пройдет вблизи вестибюлей метрополитена или над тоннелями, то технический надзор осуществляется специалистами метрополитена, сообщили «НГ» в пресс-службе столичного метрополитена. Проводится комплексное изучение проекта, в случае необходимости привлекаются дополнительные организации. Перечня запрещенных или разрешенных работ в зоне метрополитена нет, пояснили в пресс-службе, и в каждом конкретном случае вопрос решается отдельно. Решение зависит от глубины залегания тоннеля, геологии местности, от того, насколько близко находятся грунтовые воды и какого рода планируются работы.
Подземные ЧП
Как заявили «НГ» в пресс-службе УВД на Московском метрополитене, статистика происшествий в подземке – информация не для всех. «Статистика по происшествиям в метро ведется, однако предназначена она только для штабного пользования», – заявили представители управления.
Тем не менее известно, что основными причинами ЧП в столичном метрополитене чаще всего являются аварийные отключения электропитания, а также падения пассажиров на пути – по неосторожности или преднамеренно.
Происшествия в метро в последние два года
20 апреля 2004 г. между станциями «Профсоюзная» и «Новые Черемушки» произошло отключение электропитания, в результате чего было прервано движение поездов на Калужско-Рижской линии. Один из поездов с пассажирами, остановившийся в тоннеле, был отбуксирован на станцию.
11 мая 2004 г. на перегоне между станциями «Каширская» и «Красногвардейская» из-за поломки состав застрял в тоннеле. При попытке отбуксировать его при помощи другого состава произошла вторая авария.
29 сентября 2004 г. на станции «Чертановская» в хвост состава, поданного для посадки пассажиров, врезался поезд, следовавший из оборотного тупика. Движение поездов на участке «Пражская» – «Нагорная» было прервано на 2 часа.
30 ноября 2004 г. произошло столкновение двух составов на Серпуховско-Тимирязевской линии, в результате чего движение поездов между станциями «Южная» и «Нагатинская» было прервано на несколько часов. Позже на станции «Нагатинская» под поезд бросилась женщина, и в этот же день на станции «Кантемировская» на пути упал мужчина, скончавшийся на месте ЧП.
23 февраля 2005 г. сразу четыре человека покончили жизнь самоубийством, бросившись на различных станциях («Менделеевская», «Китай-город», «Курская» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии) под прибывающие поезда. В этот же день на станции «Пушкинская» погиб мужчина, упавший по неосторожности на пути.
28 апреля 2005 г. на станции «Выхино» под прибывающий поезд бросилась девушка. Она получила телесные повреждения, а машинист состава скончался от сердечного приступа.
6 октября 2005 г. из-за резкого падения напряжения в сети между станциями «Лубянка» и «Чистые пруды» почти на два часа было остановлено движение поездов на Сокольнической линии.
По данным РИА Новости