В Мосгорсуде вчера продолжились слушания по делу Александра Копцева, совершившего нападение на прихожан синагоги на Большой Бронной в январе этого года. Суд заслушал показания нескольких свидетелей и экспертов Центра судебной и социальной психиатрии им. Сербского, которые проводили экспертизу подсудимого. По словам экспертов, Копцев страдает психическим расстройством и в момент нападения не в полной мере контролировал свои действия. Вопрос о его вменяемости специалисты оставили на усмотрение суда, при этом рекомендовали в случае осуждения, назначить Копцеву специализированное лечение.
В начале заседания перед судом выступили сотрудники ОВД «Пресненский» – замначальника по уголовному розыску Алексей Салодин и оперуполномоченный Сергей Ткачев, сопровождавший Копцева в институт им. Склифосовского. Ничего принципиально нового свидетели не сообщили, кроме того, что и в машине «скорой», и в самом институте Копцев вел себя спокойно и ни с кем о случившемся не разговаривал. Ткачев также заметил, что подсудимый вел себя на удивление спокойно и в самой синагоге сразу после задержания. «Там было очень много народу, многие пытались его фотографировать, но он, похоже, не обращал на происходящее никакого внимания», – пояснил свидетель.
Столь резкие изменения в поведении Копцева – от буйства до апатии – нашли объяснение в заключении психолого-психиатрической экспертизы. Перед допросом экспертов выдержки из документа зачитала гособвинитель Кира Гудим. В своем заключении эксперты отмечают, что в последнее время Копцев уделял много времени изучению национального вопроса и пришел к выводу, что возрождению русского народа мешают кавказцы и евреи. Эти идеи целиком завладели его сознанием. «Своим поступком Копцев хотел привлечь внимание общественности к этой проблеме. При этом он понимал, что может погибнуть, и даже желал умереть геройской смертью», – говорится в заключении. Эксперты отмечают, что после нападения Копцев «испытал облегчение и гнев спал».
В ходе экспертизы Копцеву был поставлен диагноз – шизотипическое расстройство. По словам эксперта Надежды Бутылиной, это заболевание носит хронический характер и занимает промежуточное положение между шизофренией и психопатией. По мнению экспертов, это расстройство оказало существенное влияние на поведение подсудимого и ограничило его способность критически оценивать свои действия. Кроме этого эксперты отметили у подсудимого нарушения волевых способностей, непоследовательность суждений, псевдоинфантилизм и недостаточную критику поступающей информации. При этом эксперты уверены, что в период нападения Копцев, пусть не полностью, но осознавал опасность и возможные последствия своих действий.
Эксперты полагают, что первые признаки расстройства появились у Копцева еще в 12 лет и постепенно прогрессировали. Он искренне полагал, что превосходит многих людей по ряду качеств и окружающие это замечают. Увлекшись древнерусской историей, Копцев стал ассоциировать себя с древнеславянскими богами и собирался геройски погибнуть, так как всерьез верил в реинкарнацию. В разговорах с экспертами он говорил, что верит в свою избранность и не оставляет мыслей о суициде, так как видит в этом путь к перерождению.
Вопрос о вменяемости Копцева эксперты оставили на усмотрение суда, однако на основании ст. 22 УК РФ (уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости) специалисты рекомендовали признать Копцева ограниченно вменяемым, что не исключает уголовной ответственности, но учитывается судом при назначении наказания. Кроме того, в случае обвинительного приговора суд может назначить такому осужденному принудительные меры медицинского характера. Что и рекомендовали в своем заключении эксперты.