В Мосгорсуде вчера возобновился процесс по делу Александра Копцева, напавшего на прихожан московской синагоги в январе этого года. Перед судом выступили родители обвиняемого и его друзья. Из их показаний следует, что в последнее время Копцев находился в глубокой депрессии и родители даже собирались показать его психиатру. Кроме того, по утверждению свидетелей, сильное негативное впечатление произвели на Александра трансляции жертвоприношений на празднике Курбан-байрам, прошедшие по телевидению накануне нападения.
Мать обвиняемого Татьяна Копцева в ходе допроса в Мосгорсуде рассказала, что ее сын всегда отличался спокойным, уравновешенным характером и она испытала шок от его поступка. «Даже не знаю. Крыша у него поехала»,– сказала она, отвечая на вопрос о том, что могло толкнуть ее сына на содеянное. В то же время Татьяна Копцева рассказала, что в последнее время, особенно после смерти от рака старшей сестры, Александр стал замкнутым и временами раздражительным. Он мало куда выходил и, после того как уволился с работы, большую часть времени проводил дома. «Он сидел у себя в комнате, смотрел телевизор или играл в компьютер», – рассказала мать подсудимого.
В свою очередь, отец подсудимого, Александр Копцев, сказал суду, что его сын «послушный парень, много помогает и по дому, и в деревне, куда мы всегда ездим вместе». Отец тоже отметил, что в последнее время состояние сына сильно изменилось. «Он был в страшной депрессии. С парнем что-то случилось, и мы даже собирались показать его психиатру», – рассказал отец Копцева. При этом никаких беспричинных вспышек агрессии, неожиданного раздражения или других странностей в поведении сына родители подсудимого не заметили.
Мать и отец также рассказали, что ни в одежде сына, ни в его комнате они не замечали символики каких-либо экстремистских организаций. Что касается националистических и ксенофобских заявлений, то, по словам отца Копцева, Александр иногда высказывался о чрезмерном присутствии в Москве представителей кавказских и закавказских народностей, но эти высказывания не носили характера призывов к насильственным действиям в отношении этих граждан. «Все такое говорят, да и я могу сказать: «Понаехали сюда кавказцы...» – пояснил суду отец подсудимого.
Правда, и родители Копцева, и его знакомые отмечают, что во время трансляции по телевидению репортажа о мусульманском празднике Курбан-байрам 10 января Александр испытал сильное потрясение при демонстрации жертвоприношений. По словам его отца, сцены ритуальных убийств овец и баранов произвели на Александра сильное негативное впечатление. «По всем программам режут этих баранов, кругом кровища. Ну зачем это? Показывать больше нечего? Мне и то неприятно было, а каково ему?» – заявил Копцев-старший. По его мнению, такие сцены могут негативно повлиять на человека, испытывающего морально-психологические проблемы. Напомним, что согласно заключению комплексной психолого-психиатрической экспертизы у Копцева имеется шизотипическое расстройство психики.
Суд также допросил приятеля обвиняемого Владимира, проживающего по соседству. По словам соседа, Александр никогда не заявлял о своей причастности к экстремистским организациям и не призывал никого к убийству представителей других национальностей. Отвечая на вопрос адвокатов потерпевшей стороны о ксенофобских высказываниях подсудимого, Владимир заявил, что Копцев допускал те же высказывания, что можно услышать на любом рынке и на любой кухне. «Все об этом говорят. Вы что, никогда не слышали, что говорят о кавказцах, о том, что их здесь много? Ну он тоже что-то такое говорил, как и все», – заявил приятель Копцева.
Преподаватель авиамоторостроительного колледжа, в котором Копцев проходил обучение, сказала, что тот был спокойным, послушным учеником. «Играл за сборную колледжа по футболу, а 29 апреля, за два месяца до получения диплома, вдруг ушел из колледжа», – рассказала она.
Всего, по словам адвоката Копцева Нелли Архиповой, на вчерашнем заседании выступили десять свидетелей стороны обвинения. Она также напомнила, что и мать, и отца Копцева, и его одноклассников прокуратура записала в свидетели обвинения. «Таким образом, у защиты нет ни одного свидетеля», – отметила Архипова. Сам Копцев, который отметил вчера свой 21-й день рождения, на заседании вел себя спокойно и даже на выступление матери реагировал без эмоций.