Вчера в Алма-Ате прошел митинг памяти: 2 тысячи участников оппозиции поминали своего погибшего соратника Алтынбека Сарсенбаева. Собираться на площади Независимости власти демонстрантам не разрешили, но полиция легко уступила напору толпы. Возмущенная оппозиция требует отставки спикера казахстанского сената Нуртая Абыкаева. По мнению оппозиционеров, спикер может повлиять на ход расследования, поскольку 25 февраля был арестован глава аппарата сената Ержан Утембаев. Источники утверждают, что именно Утембаев является заказчиком убийства Сарсенбаева. Исполнители – пятеро офицеров спецназа «Арыстан» Комитета национальной безопасности Казахстана – были арестованы еще неделю назад.
Эти аресты вызвали в Казахстане эффект разорвавшейся бомбы. Глава КНБ Нартай Дутбаев подал в отставку. Президент Нурсултан Назарбаев, выступая по телевидению, пообещал сурово наказать заказчиков и исполнителей убийств «независимо от того, кто стоит за этим преступлением».
Напомним, тела Алтынбека Сарсенбаева, его охранника и водителя были обнаружены 13 февраля под Алма-Атой. Все трое убиты выстрелами в спину и контрольными – в голову. Сарсенбаев в разные годы возглавлял Министерство информации, Совет безопасности Казахстана, был послом республики в России. В 2004 году, покинув ряды высокопоставленных госслужащих, вступил в оппозиционную партию «Ак-жол» («Светлый путь»), позднее присоединился к блоку «За справедливый Казахстан», который в стране считают крайней оппозицией.
Между тем убийство видного оппозиционера лишь обострило борьбу между политическими группировками страны, и основные версии наблюдатели связывают именно с этим.
По одной из версий, устранение Сарсенбаева было выгодно группе Дариги Назарбаевой – Рахата Алиева. Старшая дочь президента Казахстана Дарига является депутатом Мажилиса (нижняя палата парламента) и лидером влиятельной партии «Асар». Супруг Дариги, первый вице-министр иностранных дел Рахат Алиев, в разные годы занимал высокие должности в силовых структурах (замглавы службы охраны президента, первый зам председателя КНБ). Однако в конце 2001 года был снят с должности зампреда КНБ и назначен послом Казахстана в Австрии. Тогда в стране широко обсуждали версию, что отставка Алиева связана с демаршем группы молодых представителей политической элиты, организовавших оппозиционное движение «Демократический выбор Казахстана». Именно в эту группу политиков после возвращения из Москвы влился Алтынбек Сарсенбаев. Как говорят в кулуарах, в 2001 году именно Сарсенбаев и втянутый сегодня в скандал спикер сената Нуртай Абыкаев выступили за отставку Алиева с поста зампреда КНБ, нажив в его лице серьезного врага.
С этим же фактом связывают и арест Ержана Утембаева. Он – человек из группы Нуртая Абыкаева, которую связывают с группой среднего президентского зятя Тимура Кулибаева (между зятьями идет негласная борьба за влияние). Сам же Абыкаев считается президентским сторонником. И арест Утембаева, верного помощника Абыкаева, должен подорвать позиции среднего зятя президента.
Войну кланов объясняют также борьбой за «место преемника». У Назарбаева, победившего на выборах в конце 2005 года, – последний срок. По Конституции он должен освободить кресло президента в 2012 году. Среди потенциальных преемников числился и Алтынбек Сарсенбаев, который, работая в администрации президента, выступал в роли посредника между властью и оппозицией.
Есть и другая версия ареста Утембаева. Чиновник с большим стажем, он в разные годы занимал должности замглавы администрации президента, вице-премьера и возглавлял Агентство по стратегическому планированию. Именно в этой должности Ержан Утембаев проходит по известному делу о «Казахгейте». Процесс длится в США уже несколько лет. На скамье подсудимых – некто Джеймс Гиффен, в середине 90-х годов работавший советником казахстанского президента. Его обвиняют в даче взяток высокопоставленным чиновникам Казахстана. А через Агентство по стратегическому планированию открывались счета, куда поступали суммы, фигурирующие в «Казахгейте» как взятки.
Кем на самом деле оказался Утембаев – разменной фигурой в клановой борьбе или лишним свидетелем по громкому делу, – пока неясно. До ареста его персона мало кого интересовала. Зато теперь его устранение выгодно едва ли не всем политическим силам страны. Равно как и убийство Алтынбека Сарсенбаева. Если в первые дни все терялись в догадках, то сейчас версии сыплются одна за другой. Оппозиционный политик, похоже, был неугоден всем.