В то время как премьер-министр Израиля Ариэль Шарон уже больше месяца находится в коме, его сын и самый близкий соратник Омри Шарон приговорен к девяти месяцам тюремного заключения и еще к девяти месяцам условного заключения, а также к штрафу в 300 тысяч шекелей (более 70 тыс. долл.).
Этот беспрецедентный по своей жесткости приговор был вынесен Омри Шарону тель-авивским мировым судом после более чем трех лет следствия и суда. Омри обвинялся в получении пожертвований на сумму более 6 млн. шекелей (1,5 млн. долл.) на предвыборную кампанию его отца в процессе праймериз на пост лидера «Ликуда» в 1999 году.
По иронии судьбы главным противником Ариэля Шарона в той кампании был не кто иной, как Эхуд Ольмерт, сменивший Шарона месяц назад на посту премьер-министра. Шесть лет назад они были далеки от идиллии, возникшей между ними в последние годы, и Ольмерт был первым, кто публично обвинил Омри Шарона в нарушениях законодательства. Судья Эдна Бакенштейн признала эти обвинения обоснованными.
Следует отметить, что действующее законодательство позволяет кандидатам в предвыборной гонке получать пожертвования на сумму не более 830 тысяч шекелей (180 тыс. долл.). На протяжении следствия Омри Шарон неоднократно приводил довод о несовершенстве израильского законодательства в качестве смягчающего обстоятельства. Чтобы обойти закон, Омри создал фиктивную фирму, через которую поступали пожертвования.
«Помогая моему любимому отцу, я допустил серьезные ошибки. Я очень об этом сожалею, но все, что было мною сделано, имело одну цель – помочь отцу», – утверждал на суде Омри. В тексте приговора судья ответила на это: «Не все, что продиктовано преклонением перед отцом, допустимо. Шарон потратил денег в семь раз больше допустимого. Необходимо до основания иссушить болото коррупции, расширяющееся в израильской политической системе».
Следует отметить, что на протяжении долгого времени расследовался и вопрос о причастности Шарона-старшего к финансовым махинациям. В конце концов юридический советник правительства принял решение закрыть дело против Ариэля Шарона. «Я никогда не занимался практическими финансовыми вопросами. Все находилось в ведении моих сыновей», – неоднократно заявлял премьер.
Судья приняла во внимание тяжелое состояние здоровья Ариэля Шарона и отсрочила приведение приговора в силу до 31 августа. Адвокаты Шарона уже заявили, что подадут апелляцию в окружной суд.
«Приговор беспрецедентно жесткий», – заявил в беседе с корреспондентом «НГ» адвокат Ицхак Баум. Тем более что речь идет о преступлении, совершенном не лицом, обладающим властью, а в рамках внутрипартийной борьбы. Существует большая разница между преступлениями должностными и нарушением законодательства о выборах во время праймериз. По мнению Баума, Шарон-младший не окажется за решеткой. «Думаю, что в итоге тюремное заключение будет заменено на общественные работы, как это зачастую принято в тех случаях, когда речь идет о коротких сроках заключения», – пояснил адвокат.
Партия «Кадима», одним из создателей которой являлся Омри Шарон, предпочла не реагировать на приговор. Следует отметить, что двумя неделями ранее юридический советник правительства принял решение о передаче в суд дела Цахи Ханегби, одного из центральных министров этой партии. Ханегби обвиняется в незаконных назначениях политических выдвиженцев на ключевые посты в Министерстве охраны окружающей среды в его бытность министром.
Иерусалим