52 миллиона рублей – в такую сумму оценил моральный вред, причиненный в ходе необоснованного уголовного преследования по делу об убийстве журналиста Дмитрия Холодова, бывший начальник разведки ВДВ полковник Павел Поповских. Вчера в Тверском суде столицы должно было состояться первое судебное заседание по рассмотрению по существу иска полковника.
Его расчет компенсации за моральные страдания предельно прост – по миллиону за каждый месяц, проведенный в тюрьме (за решеткой его продержали 52 месяца). Между тем слушания перенесли по ходатайству представителя Минфина Максима Диваева, который попросил дополнительного времени на подготовку. Целесообразность переноса он также мотивировал тем, что 16 января Военная коллегия Верховного суда РФ должна решить судьбу другого иска Павла Поповских – о возмещении имущественного вреда и устранении последствий морального вреда.
Напомним, что 15 декабря 2005 года Московский окружной военный суд, признав за десантником право на реабилитацию, постановил выплатить ему 2 млн. 135 тыс. 341 руб. в качестве компенсации материального ущерба и обязал помощника генпрокурора Ирину Алешину (на процессе по делу Холодова она представляла гособвинение) принести официальные извинения Павлу Поповских от имени государства по одному из каналов центрального телевидения. Однако Генпрокуратура и Минфин обжаловали это решение в Верховном суде РФ. Кассация будет рассмотрена Военной коллегией 16 февраля.
Прокуратура ставит под сомнение право Павла Поповских на реабилитацию, и на этом строится кассационное представление. Но адвокат полковника Игорь Яртых считает, что позиции истца юридически непоколебимы. «Оправдательный приговор по делу Холодова рассматривался Верховным судом РФ, и право Поповских на реабилитацию записано прямо в приговоре Верховного суда и обжалованию не подлежит», – пояснил он корреспонденту «НГ». Поэтому у адвоката нет сомнений в том, что у Поповских есть все шансы добиться не только компенсации материального, но и морального ущерба. Вопрос только в том, какой будет эта сумма. «Никаких методик определения сумм компенсации морального вреда не существует, – рассказал Игорь Яртых. – Степень страданий – это весьма субъективная вещь».
По словам адвоката, заявляя исковую сумму 52 млн. руб., он исходил из того, что Поповских – человек заслуженный, награжденный многими правительственными наградами, личным оружием, был представлен к государственной премии в области науки и техники, но лишился ее в результате уголовного преследования. «В течение многих лет его травили в СМИ, в результате чего он утратил свой высокий социальный статус, – пояснил свою позицию адвокат. – Даже оправдательный приговор не в полной мере восстановил общественное доверие».
Что касается судебной практики, то, по наблюдениям адвоката, суды в подобных случаях идут на возмещение морального ущерба. «Но суммы компенсации, как правило, намного меньше исковых, – заметил Игорь Яртых. – Мы ссылаемся на аналог – Верховный суд Татарстана взыскал с государства 4,5 миллиона рублей в пользу гражданина, который четыре года ни за что провел в тюрьме».
Рассмотрение иска по существу в Тверском суде состоится 17 февраля.