Вчера в Арбитражном суде Москвы началось рассмотрение по существу иска Росимущества о признании недействительным аукциона по продаже госдачи «Сосновка-1», а также о признании недействительным договора купли-продажи этого объекта. Экс-премьер Михаил Касьянов, заявленный на процессе как «третье лицо», вчера на Новой Басманной улице не появился, в зале суда присутствовали только его адвокат Елена Хейфиц и пресс-секретарь Татьяна Разбаш.
Заседание под председательством судьи Ирины Васильевой проходило в небольшом кабинете, в который тем не менее допустили почти всех желающих (за исключением телеоператоров и фотографов). Самих участников процесса – представителей истца, ответчиков (ФГУП «ВПК-Инвест», ФГУП «Государственное предприятие по реализации военного имущества» и фирма «Амелия») и третьих лиц (нефтяная компания «Эвихон», ООО «Арт-групп», ФСО России и адвокаты Касьянова) – в помещении было едва ли не больше, чем журналистов. За порядком пристально наблюдали судебные приставы в бронежилетах. Тишину нарушали лишь негромкие выступления участников процесса, шорох бумаг и стук секретаря по клавиатуре.
С самого начала заседания Елена Хейфиц заявила несколько ходатайств. Все они касались переноса слушаний в связи с тем, что третьи лица не успели ознакомиться с материалами дела. Кроме того, по словам адвоката Касьянова, ответчики, в частности ФГУП «ВПК-Инвест», не предоставили свои уставные документы. Третье ходатайство касалось затребования в Росимуществе документов о существовании или отсутствии информационного сообщения в журнале «Жилье и реформы». Все ходатайства Елены Хейфиц были отклонены.
Все обсуждения касались только двух объектов: главного предмета спора – «Сосновки-1», а также второй дачи в Троице-Лыкове – «Сосновки-3» (по ней 17 января решение вынесено в пользу истца). На заседании ни разу не прозвучало название еще одного объекта – госрезиденции «Горки 10-10». Тем не менее, как следует из копии договора, имеющейся в распоряжении «НГ», в перечне объектов, передаваемых в аренду нефтяной компании «Эвихон», эта дача также имеется.
О «Горках 10-10», в сравнении с дачами в Троице-Лыкове, известно немного. По словам инициировавшего «дачное дело» депутата Госдумы Александра Хинштейна, этот объект, долгое время состоявший на балансе ФСО, затем вместе с «Сосновкой-1» и «Сосновкой-3» был передан ФГУП «ВПК-Инвест». «В 1996 году был заключен договор аренды между государством и нефтяной компанией «Эвихон» на 49 лет», – рассказал депутат в беседе с корреспондентом «НГ». Согласно этому договору, в списке передаваемых объектов значились «Горки 10-10», расположенные в Одинцовском районе. Согласно документу о передаче в аренду, площадь земли в «Горках 10-10» – 21 гектар, площадь строений – более тысячи квадратных метров. Кроме того, на территории расположены три гаража, баня и бассейн.
«Участок земли там действительно значительно больше, чем в «Сосновках», – говорит Хинштейн. – После того как в начале 2004 года строения и земельные участки в «Сосновках» были перерегистрированы и проданы, «Горки 10-10» теми же документами были возвращены государству. Так что речь теперь может идти только о том, что по «Горкам 10-10» в 1996 году неправильно заключался договор аренды. Все эти годы (с 1996-го по 2004-й. – «НГ») они висели за нефтяной компаний «Эвихон».
Как стало известно «НГ», в эти годы в «Горках 10-10» сменилось несколько постояльцев. «Сначала там жил руководитель «Эвихона» Гарри Черепахов, без вести пропавший в 2000 году в Таиланде», – сообщил «НГ» Александр Хинштейн. После него, по словам депутата, там обитал сын одного из вице-спикеров Госдумы. «У этого вице-спикера борода и звезда Героя Советского Союза, – уклончиво сообщил наш собеседник. – Так вот, там жил его сын Коля вместе со своим другом, коммерсантом. Чтобы не отдавать обратно «Горки 10-10», они сделали фирму, на которую и зарегистрировали право аренды этого объекта. В эту фирму, чтобы обеспечить некое прикрытие, на 50 процентов доли вошел сын вице-спикера. Но прошлые геройские заслуги, видно, не помогли, и объект был возвращен государству. Теперь «Горки 10-10» – снова государственная собственность и находится на балансе Управления делами президента».
С вопросами о «Горках 10-10» мы обратились к сыну вице-спикера Госдумы Артура Чилингарова Николаю Чилингарову. В беседе с корреспондентом «НГ» он подтвердил, что действительно жил на этой даче. Однако от дальнейших комментариев 32-летний Николай Чилингаров отказался. «Я не готов и не хотел бы говорить на эту тему», – пояснил он. Нежелание сына общаться на тему «Горок 10-10» корреспонденту «НГ» пояснил вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров. «Сына уже вызывали в прокуратуру, – сказал знаменитый полярник. – Было время, когда Николай сам там (на даче. – «НГ») находился, а потом сдавал ее какому-то приятелю. Точнее, выступал посредником. Года два назад эту дачу попросили освободить в течение трех дней, ничего не компенсируя. Кому-то срочно понадобились эти 20 гектаров и старый двухэтажный цэковский домик». По словам вице-спикера, «Горки 10-10» представляют собой типичную дачу члена политбюро. «В 80-е годы на этой даче жил секретарь ЦК КПСС Зимянин, – рассказал Чилингаров. – Рядом – дача министра здравоохранения СССР. В домике холл, спальня. На участке очень хорошая баня».