Президент концерна «Нефтяной» Игорь Линшиц объявлен в федеральный розыск по обвинению в незаконных банковских операциях и легализации средств, полученных преступным путем. Таковы первые итоги расследования уголовного дела, возбужденного почти год назад Генеральной прокуратурой России «по факту совершения через банк «Нефтяной» незаконных банковских операций». Исключительно уголовный характер этого дела ряду наблюдателей кажется неубедительным, а СМИ настойчиво приписывают Линшицу «спонсорство» оппозиционных партий и политиков. Официальные представители концерна «Нефтяной» эти предположения предпочитают не комментировать, до последнего времени утверждая, что следственные мероприятия в офисе банка «Нефтяной» были обычными «рабочими сюжетами» и связаны не с самим банком, а с одним из его клиентов.
Как утверждают в Генпрокуратуре, Игорю Линшицу заочно предъявлено обвинение по ст. 172 (незаконная банковская деятельность) и ст. 174 УК РФ (легализация денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления). По версии следствия, глава концерна «Нефтяной» «в составе организованной группы совершал незаконные банковские операции и получил в результате незаконный доход в размере 57 млрд. руб.». Часть этой суммы – около 610 млн. руб. – Линшиц, как утверждают в прокуратуре, легализовал. Необходимость объявления банкира в федеральный розыск в Генпрокуратуре объяснили тем, что «обвиняемый скрывается от следствия». В самом концерне «Нефтяной» утверждают, что Линшиц находится в отпуске. В последний раз Игоря Линшица видели на публике в новогодние каникулы на курорте Куршевель во Французских Альпах, где, как пишет журнал «Профиль», в ночь с 6 на 7 января Линшиц организовал от своего имени ужин в одном из лучших ресторанов Locomotive.
Доказательства причастности руководства концерна к незаконным банковским операциям следователи, как утверждают в Генпрокуратуре, обнаружили в ходе обыска, проведенного в банке «Нефтяной» 8 декабря прошлого года. В официальном сообщении прокуратуры говорится, что в ходе обысков в помещениях банка «Нефтяной» изъяты бумаги, «подтверждающие использование банком подложных документов фирм и их счетов для совершения незаконных банковских операций и легализации денежных средств». В частности, как утверждают представители прокуратуры, «в так называемой «черной» кассе банка изъяты книги учета выдачи денег, книги учета наличности и ценностей, фиктивные расходно-приходные ордера, рабочие записи, видеозапись доступа в кассу, в том числе и скрытыми видеокамерами, за период с 2000 года до настоящего времени».
Именно после этих обысков в прессе и развернулась дискуссия о том, что уголовное преследование концерна может быть связано с финансированием оппозиционных политиков. Еще одним поводом для таких предположений стало заявление Бориса Немцова о своей отставке с поста председателя совета директоров концерна «Нефтяной», сделанное им спустя несколько дней после обысков. Свой поступок он объяснил «невозможностью заниматься одновременно бизнесом и общественно-политической деятельностью», а также сообщил, что тем самым хочет исключить «всякие политические риски в бизнесе моего друга Игоря Линшица».