Челябинское танковое училище, где вскрылись вопиющие факты издевательств над молодыми солдатами, будет расформировано. Об этом в четверг сообщил Интерфаксу заместитель главкома Сухопутных войск генерал-полковник Владимир Молтенской. Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, заявивший ранее журналистам, что ему не докладывали о происшествии в вузе, позднее сообщил, что к расследованию случившегося подключился Генштаб. В заявлении для прессы Иванов подчеркнул: «Я в курсе инцидента, дано поручение начальнику Генерального штаба генералу армии Юрию Балуевскому подключиться к служебному расследованию. Результаты расследования мы огласим после его завершения. Мы никого прикрывать не будем». В училище приступила к работе комиссия Минобороны. Кроме того, как сообщил Интерфакс, вчера в рамках расследования уголовного дела был задержан третий офицер, который был ответственным по батальону 3 января (до этого были взяты под стражу два офицера и четверо военнослужащих срочной службы).
Тем временем «НГ» удалось прояснить некоторые детали, касающиеся этого дикого случая и его последствий. «Врачи по-прежнему не дают гарантий того, что жизнь Андрея Сычева удастся спасти, он по-прежнему находится в реанимации», – сообщила корреспонденту «НГ» председатель Ассоциации солдатских матерей Челябинской области Людмила Зинченко. По ее словам, солдату кроме двух ног ампутировали палец на руке. «Слухи о том, что ампутации были обусловлены обморожениями, не имеют под собой оснований», – считает она. По ее данным, гангрена возникла по другим причинам. Андрея Сычева в новогоднюю ночь несколько часов продержали в казарме, по рукам и ногам привязанным к стульям. Причем веревки были затянуты настолько сильно, что нарушилось кровообращение, началось омертвение тканей. Если бы квалифицированная медицинская помощь была оказана немедленно, может, ноги удалось бы спасти. «Но в медсанчасть он попал только 4 января, откуда его направили в госпиталь, – рассказала Людмила Зинченко. – А 6 января его доставили в реанимационное отделение больницы «Скорой помощи» уже в бессознательном состоянии». По ее мнению, есть здесь вина и военных медиков, которые «тянули время».
Как уже сообщила военная прокуратура, непосредственно истязал рядового Андрея Сычева младший сержант Александр Сивяков, которому предъявлено обвинение. «По моим данным, офицеры в избиениях не участвовали, им вменяется в вину то, что они не контролировали ситуацию в казарме», – сказала Людмила Зинченко. Командование училища никаких заявлений, связанных с громким ЧП, пока не делало. «Оно занято тем, что гоняет журналистов от ворот КПП», – съязвила наша собеседница.
По ее словам, Челябинское танковое училище начало деградировать после того, как пост начальника оставил генерал-майор Валентин Лукьянов. «Не поверите, но при нем мы туда (в батальон обеспечения учебного процесса, где случилось ЧП. – «НГ») беглецов определяли, и они там успешно дослуживали, им очень нравилось, – вспомнила челябинский лидер солдатских матерей. – Тогда там были настоящие командиры».
Неблагополучие получило распространение не только в солдатской, но и в офицерской среде. В минувшем году Челябинское танковое отличилось тем, что у одного из преподавателей был изъят целый арсенал тротиловых шашек, электродетонаторов, патронов и т.п., за что полковник был осужден.
Впрочем, считать, что последнее ЧП стало главной причиной ликвидации училища, будет неверным. В Минобороны были недовольны сложившимся здесь положением уже давно. Как заявил вчера генерал-полковник Владимир Молтенской, оно «еще в прошлом году было внесено в план оптимизации вузов Сухопутных войск, который начнет осуществляться с 2006 года». Но, по словам замглавкома, после беспрецедентного происшествия процесс расформирования училища, видимо, будет ускорен.