К счастью, возле Онкоцентра пожарным не понадобились ни высотные лестницы, ни все собранные по тревоге силы.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчерашний пожар в главном здании Онкологического центра на Каширском шоссе стал четвертым на этой неделе крупным ЧП такого рода в Москве. Причины всех пожаров выясняются, но среди основных версий – перегрузки в электросетях, связанные с недавними сильными морозами. Выбивается из этого ряда только происшествие в онкоцентре: по предварительным данным, его причиной стала неосторожная сварка. Однако, если бы на Каширском шоссе не удалось вовремя остановить пламя, это ЧП стало бы самым тяжелым: из здания были эвакуированы около 500 человек.
Переселение в реанимацию
Понедельничный пожар в торговом комплексе «Совенок» на Сущевском Валу и загорание во вторник в Институте неорганической химии на Ленинском проспекте меркнут по сравнению с вчерашними инцидентами. Сначала загорелся склад с бытовой химией в Печатниках. Сигнал о возгорании на Южнопортовой улице, дом 19 А, поступил на пульт дежурного в 7.33 утра.
«В результате разведки отряды выяснили, что горят упаковки с аэрозольными баллонами с бытовой химией, – сообщили «НГ» в пресс-службе столичного УГПС. – Пламя быстро распространялось и вскоре охватило площадь в 3 тысячи квадратных метров. В 10.38 пожар был локализован, а в 12.20 – потушен». В общей сложности из ангара было вывезено 15 машин с баллончиками. По словам сотрудников пресс-службы УГПС, тушение сильно осложнялось тем, что часть пожарных гидрантов из-за длительных морозов замерзла. Проблем прибавила и близость других домов, а также еще одного склада – с бумажной продукцией.
Около 9 часов утра часть пожарных расчетов была переброшена с Южнопортовой улицы на Каширское шоссе, откуда пришло сообщение о задымлении в коридорах Российского онкологического научного центра им. Блохина. Как рассказал «НГ» представитель пресс-службы УГПС Москвы Артем Бибилюров, когда первые отряды прибыли на Каширское шоссе, «сильное задымление наблюдалось на первом, втором и третьем этажах 22-этажного здания». На место происшествия приехал главный пожарный инспектор города генерал-майор Виктор Климкин. Штаб по тушению принял решение об эвакуации всех находившихся в здании.
Во всем здании отключили электричество, а реанимационное отделение и аппараты искусственного дыхания были переведены на резервные источники питания. Больные и медперсонал покидали онкоцентр по пожарным лестницам: лифты не работали. Лежачих больных перевели в операционное отделение, где они, по данным «НГ», оставались до вчерашнего вечера, так как палаты весь день проветривались. По словам представителей руководства клиники, детское отделение суматоха не затронула, так как оно находится далеко от места задымления.
Как выяснилось, источником дыма, заполнившего помещения онкоцентра, стал подвал. «Горела изоляция труб теплотрассы, – рассказал корреспонденту «НГ» начальник управления организации пожаротушения МЧС РФ генерал-майор Михаил Верзилин. – Изоляция выделяет очень большое количество дыма. Эвакуация людей была прекращена, как только очаг возгорания был найден». Как пояснил начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышев, «в подвале проходили газосварочные работы и искры подожгли утеплитель».
Заместитель директора онкоцентра по научной и лечебной работе профессор Владимир Сельчук рассказал корреспонденту «НГ», что «в связи с неясной ситуацией с отоплением не лежачих больных москвичей мы на пару дней отпустили домой». «Всех постельных пациентов спустили в реанимацию, получающую все снабжение, в том числе и водоснабжение, автономно. Правда, были отменены все назначенные операции», – добавил профессор.
Поднебесная опасность
Инцидент на Каширском шоссе еще раз поднял проблему тушения пожара в высотных зданиях Москвы, которых в городе более ста. После ноябрьской трагедии в Сетуньском проезде, где при пожаре на 25-м этаже жилого дома погибли 4 человека, власти столицы решили закупить несколько спецмашин с лестницами – для начала по одной на каждый округ Москвы. Но даже они могли оказаться бесполезными: специалисты не скрывают, что здание сконструировано таким образом, что огонь мог в считанные минуты охватить огромную территорию.
«Круговые протяженные коридоры здания по нормам должны быть разделены противодымными перегородками и самозакрывающимися дверями, – говорит Михаил Верзилин. – То есть они должны делиться на секции, и если происходит пожар в одной из секций, то дым за перегородки не выходит. Но зачастую в больницах эти двери всегда открыты – медперсоналу неудобно возить через них каталки с больными. Давно придуманы механизмы извещателя таких дверей о пожаре, когда они закрываются автоматически. Но они, безусловно, требуют вложений».
В целом, по словам Михаила Верзилина, ситуацию с подъемными механизмами в Москве можно оценить как благополучную. Но это только на фоне других регионов, где недокомплект подъемников составляет сотни единиц. «Москва, например, закупила 90-метровый подъемник – на сегодняшний день самый высокий механизм, имеющийся в мире, – рассказал начальник управления пожаротушения МЧС РФ. – С другой стороны, многие лестницы подлежат списанию, но ремонтируются и эксплуатируются дальше. Конечно, здания повышенной этажности должны быть оборудованы системами эвакуации людей: системой автоматической сигнализации, незадымляемыми лестничными клетками, противодымной защитой, пожарными лифтами, внутренним противопожарным водопроводом. Но я с абсолютной уверенностью могу сказать, что во многих зданиях по этим параметрам найдутся недостатки».
Еще одна проблема, по словам Михаила Верзилина, – здания, чья высота значительно превышает возможности подъемных механизмов. «Тот же 90-метровый подъемник – это только до 33-го этажа, – говорит он. – А в Москве помимо имеющихся уже домов – тех же сталинских высоток – строится все больше небоскребов. Мы стараемся внедрять для тушения вертолетные системы, но пока это только наработки. Так что на сегодняшний день, если горит высокий этаж, люди остаются в тяжелой ситуации, и оказать им помощь будет очень сложно».