При сильных морозах количество обращений в коммунальные службы увеличивается в несколько раз: все аварии в системе ЖКХ, как правило, происходят именно в стужу. Лопаются трубы теплоснабжения, замерзают системы канализации. Впрочем, пока федеральные чиновники особой тревоги не выказывают. В Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ (Росстрой) о проблемах, которые могут возникнуть в регионах в связи с резким понижением температуры в регионах, предпочли не говорить: «Пока никаких конкретных серьезных ЧП не произошло. Все в курсе, что там сильные морозы. У нас существуют диспетчерские отделы, которые получают информацию о всех возникающих проблемах. Пока такой информации не поступало, и все работают в штатном порядке».
Морозы оборачиваются авралом и для энергетиков. В усиленном режиме приходится сжигать топливо в котельных и на ТЭЦ. Сильное падение столбика термометра чревато неприятными последствиями и для оборудования. Под воздействием низких температур металл начинает сжиматься, провода лопаются и обрываются. Как сообщили «НГ» в РАО «ЕЭС России», ряд региональных распределительных компаний уже несколько дней работает в особом режиме, обеспечивающем бесперебойное энергоснабжение потребителей. Впрочем, как утверждает пресс-секретарь ОАО «Алтайэнерго» Оксана Овчинникова, пока никаких проблем в связи с морозами у алтайских энергетиков не возникало. «Летом мы очень хорошо провели ремонтную кампанию, оборудование было очень хорошо подготовлено, поэтому мы очень гладко вошли в отопительный сезон и холода на нас практически не повлияли, – рассказала «НГ» Оксана Овчинникова. – Заказы топлива на Барнаульских ТЭЦ превышают норматив в два-три раза. Все люди и техника работает нормально, и проблем никаких нет. На тот случай, если все-таки возникнет какая-то непредвиденная ситуация, на электросетевых предприятиях был проведен инструктаж аварийной бригады и установлены дежурные на местах».
Серьезные перебои возникают и в работе общественного транспорта. Так, на Ямале из-за технических неполадок на вчерашний день было зарегистрировано уже 32 схода техники с маршрута. Основная причина – топливо. Солярка кристаллизуется уже при минус 40. Замерзшие автобусы буксируют в боксы, где в экстренном порядке отогревают и возвращают на линию. Вызвать такси практически невозможно: часть фирм из-за мороза просто не работает, в других выход машин минимальный.
Что касается железнодорожного транспорта, то, как заявили «НГ» в ОАО «РЖД», «технические характеристики наших составов и оборудования позволяют работать в условии низких температур». «В сложившихся условиях и телемеханика, и автоматика должны работать нормально, а персоналу выдается теплая одежда, – рассказали «НГ» в пресс-службе РЖД. – Существуют технологические нормы, по которым выпускается оборудование (рельсы, шпалы, автоматика, системы сигнализации и прочее) для тропического климата или умеренно-холодного. Все наше оборудование проектируется и выпускается с учетом российского климата и возможных перепадов температур».
В ряде сибирских регионов из-за сильных морозов отменены занятия в школах. Как пояснили «НГ» в Министерстве образования и науки РФ, «решение об отмене занятий в школах принимаются на уровне муниципальных образований и уставов конкретных школ». «На федеральном, и даже на региональном уровнях подобных нормативов нет, – рассказали «НГ» в Минобразования. – Школы подведомственны муниципалитетам, поэтому конкретные нормы устанавливаются местными властями с учетом специфики региона. Может быть и так, что в одном районе занятия могут быть отменены, а в другом районе той же самой области школы могут работать в обычном режиме». Как правило, ученики начальных классов перестают ходить в школу уже при минус 30 градусах, а при дальнейшем понижении температуры отменяются занятия и у старшеклассников.