Леонид Тягачев останется президентом Олимпийского комитета России еще как минимум на четыре года. Таковы итоги вчерашнего тайного голосования делегатов Олимпийского собрания. Ни президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев, ни председатель Центрального совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия» Ирина Роднина не смогли добиться такой же поддержки, как нынешний глава ОКР. За кандидатуру Тягачева, по словам Родниной, призвал голосовать перед началом заседания заместитель главы администрации президента России Александр Абрамов.
Переизбрание Тягачева на пост президента ОКР было, пожалуй, одним из самых скандальных. В СМИ развернулась довольно бурная полемика между кандидатами о будущем российского спорта, а непосредственно перед выборами в здании ОКР и Росспорта неизвестные распространили журнал «Компромат», содержащий материалы о высших спортивных чиновниках страны. Количество кандидатов на пост президента ОКР тоже было рекордным: желание занять это кресло выразили семь человек.
Однако до финиша дошли лишь трое – Валентин Балахничев, Ирина Роднина и сам Леонид Тягачев. Первый вице-президент Всероссийской федерации плавания Александр Попов, а также первый вице-президент ОКР и президент Ассоциации летних видов спорта Валерий Кузин сняли свои кандидатуры накануне собрания. Еще двое претендентов на должность главы ОКР – председатель совета директоров ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) Владимир Лисин и вице-президент ОКР Виктор Хоточкин – сняли свои кандидатуры уже в ходе Олимпийского собрания.
Что побудило предпринимателя совершить этот поступок в последние часы перед голосованием, сам он не объяснил. В пресс-службе НЛМК на этот вопрос «НГ» вчера тоже не ответили. Впрочем, широкой общественности не известно даже, чем было мотивировано желание предпринимателя стать президентом ОКР. Все остальные претенденты на этот пост давно и хорошо известны как среди спортсменов, так и среди чиновников, а Владимир Лисин в спортивных новостях фигурировал гораздо реже, чем в финансовых сводках.
Впрочем, глава НЛМК имеет определенные заслуги перед спортом (которые, видимо, и сподвигли его участвовать в гонке за постом главы ОКР). Он является президентом Стрелкового союза России, а возглавляемый им комбинат стал одним соучредителей Фонда поддержки олимпийцев России. По словам бывшего председателя Госкомспорта РФ Павла Рожкова, Владимир Лисин заядлый стрелок и даже имеет звание кандидата в мастера спорта.
Но пост президента ОКР – не столько спортивная, сколько в первую очередь политическая должность, которая гарантирует своего рода неприкосновенность. Об этом можно судить хотя бы по такому факту: ни в отношении почетного президента ОКР Виталия Смирнова, ни в отношении действующего главы комитета Леонида Тягачева, несмотря на громкие скандалы в прессе (в том числе и западной), уголовные дела ни разу не возбуждались. Ведь глава Олимпийского комитета – это чиновник, представляющий интересы российского спорта на международной арене. Как говорится в ст. 14 Устава ОКР, президент комитета, в частности, «обеспечивает соответствие деятельности Олимпийского комитета России его уставным требованиям и требованиям Олимпийской хартии МОК».
Не исключено, что и это соображение принимал во внимание Владимир Лисин, заявив о претензиях на пост главы ОКР. Ведь подобными важными общественно-политическими должностями он сегодня похвастаться не может – разве только постом члена бюро правления РСПП. Но, как показывает практика, эта должность не дает никаких гарантий. В отношении члена бюро РСПП Олега Киселева, являющегося также и членом совета директоров НЛМК, возбуждено уголовное дело (сам Киселев, по словам его адвоката, находится на лечении за границей). Не помешало членство в бюро РСПП и уголовному преследованию Михаила Ходорковского. А чиновник уровня президента ОКР, хотя и не обладает международным иммунитетом, в этом смысле защищен куда более серьезно, чем член бюро РСПП. И кто знает, не связано ли решение Владимира Лисина отозвать свою кандидатуру с какими-то внешними причинами: ведь мысль о безопасности, которую отчасти обеспечивает пост главы ОКР, наверняка посещала многих.
Что такое ОКР
1 декабря 1989 года в рамках Олимпийского движения СССР был основан Всероссийский олимпийский комитет. С 1992 года, обретя полную самостоятельность, он стал называться Олимпийский комитет России (ОКР).
Согласно уставу ОКР в него входят в качестве коллективных членов более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта, представители 89 спортивных организаций республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга, 12 региональных олимпийских академий, два десятка других спортивных организаций, а также члены МОК – граждане России.
Высший орган – Олимпийское собрание. Только оно может вносить изменения в устав организации, принимать решения о выборах руководства, а также о выдвижении какого-то города России кандидатом на проведение Олимпийских игр. В период между олимпийскими собраниями деятельностью ОКР руководит его исполнительный комитет и его бюро.
Президентами ОКР избирались Владимир Васин (1989–1992 гг.), Виталий Смирнов (1992–2001 гг.). С 18 июля 2001 года Олимпийский комитета России возглавляет Леонид Тягачев.