Серьезной угрозой национальной безопасности страны назвал глава МВД России Рашид Нургалиев «усиление социальной напряженности в Дальневосточном федеральном округе, масштабы криминализации его экономики и рост незаконной миграции». Это заявление он сделал на оперативном совещании в Хабаровске в ходе плановой поездки по региону (до этого министр посетил Благовещенск, а затем отправился во Владивосток). По словам начальника пресс-службы МВД Валерия Грибакина, поездка на Дальний Восток – элемент корректировки политики ведомства: акцент теперь ставится на работу территориальных подразделений внутренних дел.
Примечательно, что такой нелестной оценки удостоился федеральный округ, где меньше месяца назад сменился полпред, – место Константина Пуликовского занял бывший мэр Казани Камиль Исхаков. И сам визит Рашида Нургалиева, и его резкие оценки, по мнению наблюдателей, в такой ситуации – своего рода подсказка, на какую именно проблему новый полпред должен обратить внимание. Остается только один вопрос: почему столь необычным образом сделанное указание прозвучало в тот момент, когда полпреда нет на рабочем месте – Исхаков находился в составе российской делегации на саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре.
Прислушаться к мнению наблюдателей заставляет и тот факт, что, кроме общей оценки ситуации, министр более конкретной информации не дал. Рашид Нургалиев не пояснил, о криминализации каких именно отраслей производства идет речь, остановившись подробно лишь на лесной промышленности. За скобками выступления остались и уточнения, что подразумевается под усилением социального напряжения в регионе.
Все упирается в лес
Получить информацию на этот счет у представителей ведомства Рашида Нургалиева вчера не удалось. В пресс-службе Главного управления МВД по Дальневосточному округу «НГ» заявили, что «не вправе комментировать заявления министра и не могут добавить ничего сверх того, что сказал Рашид Нургалиев». «Кроме того, данные о численности преступных группировок и их деятельности – это оперативная информация, и вот так по телефону мы ее давать не можем», – добавили в пресс-службе управления.
Тем не менее эксперты предполагают, что сделанный министром акцент на лесной отрасли позволяет предположить максимальную криминализацию именно там. Тем более что не так давно в интервью одному из федеральных изданий начальник департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России Сергей Мещеряков сказал: «Наибольшую угрозу экономической безопасности нашей страны представляют иностранные предприниматели, экспортирующие из России лес-кругляк».
По словам Мещерякова, «высокая оборачиваемость средств – в основном за счет экспорта древесины хвойных и редких пород – сделала лесную отрасль необычайно привлекательной для криминальных структур». Начальник ДЭБ МВД РФ также рассказал, что лес китайские производители скупают у криминальных структур за наличные деньги, а вдоль границы с Китаем «развернута широкая сеть пунктов скупки, где контрабандисты по бросовым ценам сбывают незаконно заготовленную древесину».
Депутат Госдумы от Хабаровского края Андрей Чиркин подтвердил корреспонденту «НГ», что «каналы продажи леса действуют все в том же направлении – Китай, Япония, Корея». «Незаконная торговля лесом набрала сумасшедшие обороты в первую очередь потому, что рынок очень сжат, и экспортно сориентироваться Дальнему Востоку, кроме как на азиатских братьев, некуда, – говорит депутат. – С Центральной Россией регион связан в этой области только на 4% от общего оборота. России нужна переработанная древесина, а производства по переработке леса на Дальнем Востоке нет. Чтобы раскриминализировать этот бизнес, нужно построить заводы по переработке, а для этого нужны инвестиции государства».
Схожие проблемы, как считает депутат, сопровождают и остальные подпавшие под криминал отрасли, в частности рыбный бизнес. Кроме того, по мнению Чиркина, «необходимо отделить организованную преступность от людей, вкладывающих деньги, может быть, когда-то и нажитые сомнительно, в честный бизнес». «Грань тут очень тонкая, – говорит депутат. – Предприятия, фигурирующие в базах данных милиции как контролируемые оргпреступностью, платят налоги, и заработная плата там самая высокая. Воровства сотрудниками почти нет. При этом на формально честных производствах процветают пьянство и воровство».
Какие мигранты нужны в Приморье
Еще одна обозначенная Нургалиевым проблема Дальнего Востока – незаконная миграция. Однако, как считает глава Тихоокеанского центра стратегических разработок (ТЦСР) Михаил Терский, «деятельность мигрантов не представляет угрозы населению, так как снижает стоимость затрат потребителя и в конечном итоге благоприятствует жизни бюджетников и пенсионеров».
«Миграция Дальнего Востока – это рабочая миграция торгового и строительного секторов, а также сервиса и перевозок, – заявил Михаил Терский корреспонденту «НГ». – Действительно, 80% мигрантов работают по так называемым «серым» схемам, и это создает угрозу для государства с точки зрения неполучения налогов. Фактором угрозы со стороны мигрантов можно считать и то, что они занимают нишу малоквалифицированного труда. А это социально плохо адаптированная, а значит, маргинальная зона, сильно подверженная криминальным явлениям. Все это еще усугубляется тем, что инфраструктуры управления миграционными процессами на Дальнем Востоке нет. И свои схемы социальной адаптации (жилье, медицина) они выстраивают поверх государства, по «серым» схемам. Такую стихийность, безусловно, можно рассматривать как угрозу безопасности».
В то же время, по словам главы ТЦСР, «гораздо более благоприятную почву для социального напряжения, нежели рост незаконной миграции и контроль над предприятиями оргпреступности, создает отсутствие внимания со стороны федеральных властей к Дальнему Востоку». «Нет ни одного значимого социального проекта для региона, – говорит Терский. – Людей объединяет чувство социальной обделенности, и сейчас весь Дальний Восток – готовая площадка для политической маргинализации населения. Люди не доверяют Центру и готовы голосовать за маргинальных лидеров».
Из выступления Рашида Нургалиева в Хабаровске
О поездке на Дальний Восток:
«Такие рабочие региональные поездки, как эта, для меня, как министра, очень важны: не для декларативных отчетов, а для искреннего, конструктивного общения профессионалов, которые должны приложить все усилия, чтобы люди чувствовали себя защищенными в нашей стране».
О криминализации региона:
«Усиление социальной напряженности в Дальневосточном федеральном округе, масштабы криминализации его экономики, рост незаконной миграции превратились в реальную и серьезную угрозу национальной безопасности нашей страны».
«Не снижается активность организованных преступных групп, под контролем которых сегодня находится значительная часть экономики региона, прежде всего ее наиболее доходные экспортно-ориентированные отрасли».
«Серьезно осложняет криминальную ситуацию на Дальнем Востоке неконтролируемый приток и незаконное пребывание в приграничных районах иностранных граждан из сопредельных государств».
О работе милиции:
«Мы в этом году обеспечили практически всех сельских участковых автомобилями полицейского типа, подняли технический уровень служб уголовного розыска, а также оснастили дежурные части. Я надеюсь, что эти меры позволят более эффективно решать нашим сотрудникам свои профессиональные задачи, а нам – предъявлять к сотрудникам более жесткие требования».
«От того, как организована работа на местах (в ГОВД и РОВД. – «НГ»), в определяющей степени зависят конечные результаты деятельности всей системы МВД».
«К сожалению, несмотря на принимаемые меры, проблем и нерешенных вопросов в этом звене остается еще немало».
По материалам агентства Интерфакс и РИА Новости