На российских автовладельцев готовится массированная атака. Вслед за заявлением замглавы департамента промышленности Минпромэнерго Николая Сорокина об изменении порядка ввоза в Россию подержанных иномарок (планируется снизить возраст разрешенных к импорту машин на два года – с семи до пяти лет), о своем намерении повысить базовую ставку транспортного налога сообщил Совет Федерации. Законопроект, внесенный на рассмотрение в Госдуму, предусматривает возможность пятикратного увеличения налога. Планы Совета Федерации вызвали волну протеста автолюбителей по всей стране: акции прошли не только на Дальнем Востоке и Урале, но и в Москве.
Как пояснил Николай Сорокин, изменения правил ввоза подержанных иномарок – один из пунктов «плана помощи отечественному автопрому». В ближайшие полтора-два года, по словам чиновника, российский автомобиль может лишиться своего главного козыря в борьбе за потребителя: его цена вплотную приблизится к стоимости иномарок массового типа. Спасать отечественный автопром чиновники решили по хорошо известному и апробированному три года назад плану – ужесточить режим ввоза подержанных иномарок.
В августе 2002 года правительство уже попыталось спасти отечественного производителя и увеличило стоимость подержанных иномарок, введя беспрецедентно высокие пошлины на ввоз машин старше 7 лет. Этот опыт привел к постоянному повышению цен на отечественные автомобили, но никак не к повышению их конкурентоспособности. Так, на сегодняшний день классическая вазовская «десятка» стоит от 8500 долл. Для сравнения, одна из самых дешевых иномарок – Daewoo Matiz – уже сегодня стоит дешевле (от 8000 долл.). За надежду АвтоВАЗа «Ладу Калина» покупатель должен выложить не меньше 9500 долл., в то время как, добавив тысячу долларов, может претендовать на Volkswagen Pointer. А одноклассники автомобилей АвтоВАЗа, если они не новые, обойдутся покупателю еще дешевле.
Новый «план помощи» российскому автопрому изменений действующих таможенных коэффициентов не предусматривает. Ударить по карману автолюбителей планируется снижением возраста ввозимых из-за рубежа автомобилей с нынешних семи до пяти лет. «Новыми», согласно предложению чиновников, будут считаться автомобили, которым на момент ввоза исполнилось не три года, как сейчас, а не больше 12 месяцев.
По мнению вице-президента Движения автомобилистов России адвоката Леонида Ольшанского, инициативы чиновников – это удар по огромному сегменту автомобилистов, заинтересованных в покупке недорогих иномарок. «Цены на эти машины резко возрастут – думаю, процентов на 20–30, – заявил «НГ» адвокат. – И большинство из них, будучи не в состоянии оплатить более-менее доступную ранее иномарку, теперь будут вынуждены отказаться от ее покупки». Но при этом, как заметил Леонид Ольшанский, чиновникам нечего предложить потребителю взамен. «Снижение возраста на новые машины – это попытка хоть как-то поддержать отечественного товаропроизводителя, – говорит адвокат. – Но, с другой стороны, совершенно непонятно, почему тогда они сворачивают производство российских автомобилей. Я собрался покупать «Волгу», а мне сообщили, что она снимается с производства».
К удорожанию легковых автомобилей на 15–20%, по оценкам Минтранса, может привести и законодательная инициатива бюджетной комиссии Совета Федерации. Сенаторы предложили изменить закон о транспортном налоге, предусмотрев в нем возможность пятикратного увеличения базовой ставки налога. В ноябре текущего года сенаторы внесли на рассмотрение в Госдуму проект закона «О дорожных фондах Российской Федерации», суть которого заключается в том, чтобы дать возможность субъектам Федерации создавать дорожные фонды и использовать их для «развития и поддержания своей автотранспортной сети». Средства для пополнения фонда сенаторы предложили взять в карманах автолюбителей: законопроект допускает возможность пятикратного увеличения и без того самого высокого в Европе транспортного налога.
По словам Леонида Ольшанского, в сенаторском проекте «явно прослеживаются амбиции региональных властей». «Насколько я понимаю, в соответствии с этим проектом они получат возможность создавать новые так называемые дорожные фонды, средства в которые пойдут из кармана автолюбителей, – рассказал «НГ» адвокат. – Однако это вовсе не значит, что деньги пойдут на асфальт для дорог. Увеличение налога – это моментальное повышение платы за перевозки. Причем не только пассажирские, но и грузовые».
По словам Ольшанского, увеличение транспортного налога неизбежно вызовет инфляцию в стране, приведет к росту цен на бензин и повышению цен на товары первой необходимости. Адвокат убежден, что «во властных структурах до сих пор преобладает стереотип, что автомобилист – это самый состоятельный элемент общества и его без конца можно обдирать любой ценой». «Российского водителя давно превратили в самую дойную корову из всех слоев общества, – заявил «НГ» адвокат. – А теперь еще и региональные власти, любой губернатор и мэр будут вольны по-своему решать, как и насколько им еще ободрать автомобилиста».
На сколько это дороже?
В том случае, если планируемые нововведения вступят в силу, для подержанной иномарки 2000 года выпуска с примерной стоимостью 7000 долл. (объем двигателя 1,5 л, мощность – 80 л.с.) таможенный сбор составит около 40% от стоимости – около 3000 долл. (по прежним расценкам – 2250 долл.). На столько же вырастет и транспортный налог – 560 руб. (при прежних 400 руб.). Стоимость ОСАГО останется прежней и составит около 4000 руб. Таким образом, разовые косвенные расходы на приобретение подобного автомобиля составляют более половины его стоимости.
Самые популярные подержанные иномарки
Марка автомобиля | Год выпуска | Цена |
Toyota Camry | 1990–1998 | 8150 |
Ford Mondeo | 1993–1999 | 7950 |
BMW 5 | 1990–1996 | 7600 |
Audi 100 | 1990–1994 | 7600 |
Honda Accord | 1993–1996 | 7200 |
Volkswagen Golf III | – | 7000 |
BMW 7 | 1990–1994 | 6500 |
Volkswagen Passat | 1990–1996 | 6400 |
Daewoo Nexia | – | 5900 |
Daewoo Espero | – | 5900 |
Opel Astra | 1990–1998 | 5900 |
Hyundai Accent | 1994–1999 | 5650 |
Ford Escort | – | 5600 |
Honda Civic | 1991–1996 | 5500 |
Toyota Corolla | 1990–1997 | 5400 |
Audi 80 | 1990–1994 | 5400 |
Nissan Primera | 1991–1995 | 5050 |
Mitsubishi Lancer | 1990–1995 | 5000 |
Opel Vectra | 1990–1995 | 4500 |
Skoda Felicia | – | 3900 |
По данным ИА РБК