Обрушение водного комплекса, сопоставимое по масштабу жертв и картине случившегося с трагедией в Чусовом, – авария в московском «Трансвааль-парке» 14 февраля 2004 года. Расследование столичной трагедии до сих пор не закончено. Сроки предварительного следствия несколько раз переносились, и последняя дата окончания работы сотрудников Мосгорпрокуратуры – 14 января следующего года. Тем не менее обвинения по этому делу уже предъявлены архитектору аквапарка Нодару Канчели (ч. 3 ст. 109 УК РФ – причинение смерти и тяжкого вреда здоровью по неосторожности) и председателю московского комитета по государственной экспертизе проектов Анатолию Воронину (ч. 3 ст. 293 – халатность, повлекшая гибель двух и более человек).
Сейчас потерпевшими по делу об обрушении признаны 218 человек, но это число постоянно меняется. С изменением количества потерпевших связан один из последних скандалов в ходе расследования этого дела. В сентябре этого года постановлением зампрокурора Москвы Сергея Лапина число потерпевших сократилось в шесть раз – до 35 человек. Затем прокурор города Анатолий Зуев решение своего заместителя отменил. А изменение позиции в пресс-службе Мосгорпрокуратуры прокомментировали так: «Принятое прокурором Зуевым решение обусловлено необходимостью всесторонней и исчерпывающей защиты прав всех граждан, пострадавших в результате трагедии, в том числе при рассмотрении вопроса о возмещении причиненного ущерба».
Тем временем в московских судах продолжаются тяжбы. Как рассказал корреспонденту «НГ» адвокат Игорь Трунов, поданы 10 заявлений. «Их было бы больше, но пострадавшие понимают, что пока перспектив никаких, – поясняет адвокат. – Власти создали ситуацию, при которой формально мы вроде выигрываем, но реально – ничего не получаем. Мы выиграли два иска: семье Гузеевых и оставшейся сиротой девочке Милогородцевой присудили выплатить единовременно по 500 тысяч рублей возмещения ущерба в связи с гибелью родственника. Однако взыскать эти суммы невозможно: коммерческая структура, которой принадлежал аквапарк, – банкрот. А привлечь департамент финансов правительства Москвы нам не удается».
«Все проводимые по делу экспертизы – безобразны, – считает адвокат. – Их выводы противоречат сами себе и здравому смыслу (согласно экспертизам, купол аквапарка обрушился в результате ошибок проектирования. – «НГ»): нарушения при проектировании и строительстве были, но непонятно, повлекли ли они обрушение. А мне непонятно, чем в этой ситуации занимался архстройнадзор. Они предъявили обвинения Канчели. Но он ведь просто архитектор, в данной ситуации – вольный художник. Где контроль за ним при строительстве?»
Спорная ситуация возникла и при возмещении убытков владельцу аквапарка. В октябре этого года страховое общество, где здание парка было застраховано на 20 млн. долларов, отказалась платить ЗАО «Европейские технологии и сервис» (владельцу «Трансвааля), обосновав свое решение пунктами договора, где такой риск, как обрушение в результате ошибок проектирования, не значится. В официальном заявлении страхового общества сказано, что здание было застраховано лишь «по стандартному набору рисков», среди которых – пожар, удар молнии, взрыв, стихийные бедствия и падение летательных аппаратов или их частей.
В планах правительства Москвы – открытие в феврале следующего года на месте трагедии православной часовни.