Показательно, что катастрофа на Сунгари совпала по времени с предъявлением обвинений в получении взяток бывшему министру земледелия и природных ресурсов КНР Тянь Фэншаню (он находится под арестом с 2003 года). Согласно показаниям осужденного на 15 лет тюрьмы бывшего начальника управления по охране природной среды провинции Хэйлунцзян Ван Шэньи. В свою бытность первым секретарем провинциального парткома Тянь получил при посредничестве главного эколога провинции в виде взяток 5 млн. юаней. Это проблема № 2 – коррупция в деятельности органов власти и нарушения в вопросах защиты окружающей среды сходятся и усугубляют друг друга.
Однако главная проблема – непомерные масштабы самих экологических проблем Китая. Они уже давно стали угрозой благополучию и здоровью самих китайцев и серьезной опасностью для всего региона. В принципе эти проблемы не новы. Сначала была поспешная индустриализация без оглядки на экологию, ныне китайцы устремились в бег от бедности и тоже недостаточно заботятся о сохранности среды. Ситуацию усугубляет неблагоприятный энергетический баланс с использованием преимущественно каменного угля в энергетике и для отопления, а также серьезная нехватка практически всех ресурсов, кроме рабочей силы и упомянутого угля.
Ныне 70% пресноводных водоемов в Китае загрязнены, от кислотных дождей страдает до одной трети всей территории страны (и добавим – соседние страны), семь из десяти самых загрязненных крупнейших городов мира находятся в Китае. Китайские крестьяне используют в три раза больше удобрений на единицу пахотной площади, чем в среднем в мире, и это, в свою очередь, грозит загрязнением озер и рек.
Правда, нельзя сказать, что нынешние лидеры Китая не видят в этом опасности. Созданы государственные организации по охране окружающей среды, выработаны планы улучшения экологической ситуации, согласно которым к такому-то году надо предложено добиться «заметных сдвигов». Но реальности жизни самой населенной страны мира не совпадают с такими планами. К тому же прогрессу в этой области мешает та же нехватка ресурсов и упомянутая коррупция.
В ситуацию на Северо-Востоке Китая вмешались центральные власти. Они же в лице министра иностранных дел Ли Чжаосина извинились перед послом России в Пекине Сергеем Разовым за ущерб, нанесенный российским населенным пунктам по берегам Амура и их населению. В Китай для ознакомления с ситуацией на месте приглашены российские эксперты.
Похоже, обе страны справятся с непосредственной опасностью, которую представляет собой движущееся по течению химическое пятно. Но остается проблема долгосрочного загрязнения русла реки, ее флоры и фауны. И самое главное, остаются другие различные «бомбы замедленного действия». Притом не только в Китае, но и по российскую сторону границы. Но все же, как представляется, с китайской стороны больше – в силу большей заселенности и упомянутых особенностей развития Китая.
Не секрет, что река Сунгари, ныне попавшая в фокус общественного внимания, уже не один год вливает мутные воды в Амур. В этом нетрудно убедиться, побывав у слияния обеих рек. Непривычно мутен и Черный Иртыш, берущий свое начало в Китае, а затем протекающий через Казахстан, прежде чем выйти на просторы Западной Сибири. Есть еще водоемы, которые, может быть, не так загрязнены, но могут пострадать, если о них своевременно не позаботиться – это река Уссури и большое, но неглубокое озеро Ханка.
Случившаяся беда – убедительный повод для принятия мер по организации российско-китайского взаимодействия в деле защиты окружающей среды. Прежде всего для выработки и подписания соглашения, в котором были бы четко прописаны обязательства сторон в вопросах взаимного информирования о катастрофах и происшествиях экологического плана, методах взаимодействия в борьбе с их последствиями, об экологическом мониторинге. Необходимо выработать методику и оценки нанесенного ущерба и создать механизм и форму его возмещения. Обеим странам не обойтись также без согласования природоохранных мер и норм – без этого не добиться эффективной защиты природы в сопредельных регионах обеих стран, и их реки так и будут иметь разный цвет.
Наконец, требуется наладить взаимодействие в рамках региона. Для этого, можно сказать, идеально подходит «региональная организация нового типа», как ее называют ее создатели, – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В свое время ШОС выросла из переговоров по границе, которые каждая страна-участница (кроме принятого позже Узбекистана) имеет с Китаем. Ныне одной из ее забот должна стать общая экология.