Запасенной хабаровчанами воды до краевых выборов может и не хватить.
Фото ИТАР-ТАСС
Ситуация в Хабаровске по мере приближения плывущего из Китая бензольного пятна вызывает у местных властей все большую озабоченность. Речь уже идет не только о том, что из города увозят детей, запасают воду на балконах ледяными кубами, а артезианские скважины пришлось взять под вооруженную охрану. Особую остроту приобретают два новых аспекта – межнациональный и предвыборный. Вчера по не названной официально причине был закрыт популярный на Дальнем Востоке интернет-портал «Мой город Хабаровск» (адреса в сети www.moigorod.ru и www.khabarovsk.ru). Местные наблюдатели не исключают, что это вызвано тем, что на форумах и чатах интернет-ресурсов все чаще встречаются оскорбительные высказывания в адрес китайской диаспоры, а также прямые призывы к расправе с приезжими из Поднебесной. Ожидаемый в Амуре бензол может стать детонатором социального взрыва, предопределенного, по мнению наблюдателей, усталостью коренного населения от экономической экспансии соседей, выразившейся главным образом в доминировании китайцев в местной торговле. Вместе с тем, по сведениям журналистов местного телевидения, в городе говорят, что власти будут изо всех сил сдерживать панику как минимум до 11 декабря – дня выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, чтобы обеспечить явку избирателей.
═
Митволь послал за фильтрами
═
По официальной информации Дальневосточного регионального центра МЧС РФ, ядовитое бензольное пятно появится в районе Хабаровска не ранее 9 декабря. Но панические настроения уже не дают горожанам трезво оценивать ситуацию. Вопреки успокоительным заявлениям властей, хабаровчане продолжают в смятении скупать воду, медпрепараты, а многие вообще покидают пределы края. Волнения достигли такой степени, что многие начали замораживать для длительного хранения водопроводную воду и топить снег. Вину за нависшую над городом опасность жители целиком возлагают на китайских соседей.
Массовая скупка питьевой воды – как обычной, так и газированной, – а также соков, молока, пива и прочих жидкостей наблюдается в городе уже на протяжении нескольких дней. Как рассказали корреспонденту «НГ» в пресс-службе Дальневосточного центра МЧС РФ, «скупка воды приобрела странный характер, идет волнами – один день в магазинах давка за бутылками, на другой – стоят штабеля упаковок и особого ажиотажа вроде и нет». Очередную волну ажиотажа вызвало заявление находящегося в городе замглавы Росприроднадзора Олега Митволя (по свидетельствам краевых журналистов, хабаровчане крайне скептично относятся к словам представителей местных властей, более доверяясь федеральным чиновникам). Митволь сообщил, что в крае нет оборудования для определения соединений бензола, после чего посоветовал жителям как вариант спасения от ядовитой воды бытовые фильтры. В магазинах мгновенно выстроились многочасовые очереди, и объем продаж фильтров вырос в пять раз.
В квартирах постоянно включены радио и телевизоры – люди ждут сообщения об отключении водоснабжения, о котором власти пообещали предупредить заранее. Цитируют заверения первого заместителя губернатора края Владимира Попова о том, что запасов пресной воды городу хватит на неделю из расчета 10 литров на человека в день. При этом сами хабаровчане убеждены, что превышение норм бензольных соединений в воде «все равно будет как минимум на 20%», а запаса воды, если ее отключат, хватит только на 40 часов. Даже заверения властей о том, что потом воду начнут привозить на водовозках, горожан не успокаивают, потому что таких машин в городе с населением более 600 тысяч человек только 60.
═
Возвращение к истокам
═
Как рассказали «НГ» журналисты местной телекомпании, все пятилитровые упаковки воды были раскуплены еще в первые дни. Полуторалитровую тару с водой народ закупает упаковками. Целыми подъездами жильцы домов скидываются на заказ «Газели» и приобретают воду оптом. А пенсионеры штурмом берут пригородные автобусы с целью добраться до деревенских колодцев и расположенных за чертой города артезианских скважин и сетуют на власти за то, что дополнительных рейсов к источникам те не ввели. Но даже удаленность скважин не спасает от огромных очередей, в которых выстраиваются желающие набрать природной воды. Новую волну негодования вызвало решение чиновников об ограничении на доступ к источникам и о круглосуточной охране скважин милицейскими нарядами. (Информация об охране скважин воинскими подразделениями не подтвердилась: как сообщили корреспонденту «НГ» в Сухопутных войсках, части и подразделения химических, инженерных и других войск Дальневосточного военного округа никак не задействованы в экологической ситуации, сложившейся на Амуре.) Глава представительства Хабаровского края в Москве Андрей Чиркин объяснил в беседе с корреспондентом «НГ» усиление вокруг источников тем, что это «стратегические объекты».
Из уст в уста передаются рецепты хранения водопроводной воды: ее, например, советуют замораживать в виде кубиков льда и в пластиковых пакетах. Нашлись умельцы, сливающие воду из батарей, что заставило власти крутить по местному телевидению ролик об опасности пользоваться этим кипятком для питья и приготовления еды. В то же время объявленное ранее предупреждение об опасности мытья водопроводной водой многими жителями все же игнорируется.
═
В ожидании второй волны
═
Больше всего хабаровчан пугает вторая волна заражения, которую специалисты предрекают весной, когда начнет таять снег и вмерзшие в него ядовитые вещества попадут в Амур. Люди боятся, что к тому времени ажиотаж вокруг этой проблемы сойдет на нет и о начале новой волны заражения они узнают слишком поздно. Этот страх заставляет горожан вывозить детей к родственникам в соседние области. Главное направление бегства жителей – Приморье, о чем свидетельствует такой факт: билетов на многие авиарейсы во Владивосток, Петропавловск-Камчатский и другие пункты нет. А на выездах из города инспекторы ДПС с конца прошлой недели отмечают увеличение автотранспорта.
Город наводнен слухами. Любые мнения специалистов и экспертов трансформируются «сарафанным радио» до неузнаваемости. Горожане, например, боятся мутаций, которые якобы вызывают бензольные соединения. Жители Хабаровска повторяют названия лекарств, которые якобы надо начинать употреблять уже сейчас. Чаще всего упоминают полифепан – сильный адсорбент, употребляемый при острых интоксикациях. В городе даже заговорили о том, что выброс ядовитых веществ произошел не на том заводе, который называют в СМИ, а на некоем оборонном предприятии Китая. И определить, что именно попало в воду, можно будет, только когда ядовитое пятно подойдет к городу.
═
В зоне заражения – 1 миллион человек
═
По данным Росприроднадзора, при неблагоприятном развитии ситуации в зоне заражения могут оказаться около 1 миллиона человек. Это в первую очередь жители Хабаровска (второго по численности населения города Дальнего Востока, где проживают около 618 тыс. человек), а также Комсомольска-на-Амуре (более 300 тыс. человек) и населенных пунктов – таких, как Ленинское, Троицкое, Николаевск. Всего в составе Хабаровского края 7 городов, 31 поселок городского типа, 534 сельских населенных пунктов. Общая численность населения – 1 млн. 517 тыс. человек. 68,3% населения края проживают в городах.
═
Воду могут перекрыть до весны
═
«Пока неизвестно, насколько долго нельзя будет пользоваться водой из Амура, – заявили «НГ» в Росприроднадзоре. – Более определенно об этом можно будет говорить только тогда, когда станет известна концентрация вредных веществ в районе водозаборных сооружений Хабаровска». Специалисты службы дают два прогноза – позитивный и негативный. В первом случае превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) бензола будет невелико и через несколько дней ядовитое пятно вместе с течением будет вынесено за пределы водозаборных станций. Тогда водоснабжение города восстановят в полном объеме, но для очистки водопроводной воды продолжат применять угольные фильтры. При негативном развитии ситуации водозабор питьевой воды из Амура может быть приостановлен вплоть до весны. Есть опасения, что бензольные соединения, вмерзнув в лед, будут создавать фоновую концентрацию, значительно превышающую ПДК. Но и в этом случае водоснабжение города для хозяйственных нужд все равно будет осуществляться.
Директор Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Юрий Дарман считает, что загрязнение будет давать о себе знать в течение всей зимы, а весной его остатки со льдом будут вынесены в Татарский пролив. Дарман полагает, что какое-то время рыбу из Амура нельзя будет употреблять в пищу. По его словам, это может негативно отразиться на жизни 25 тыс. представителей малочисленных народов, в частности нанайцев, которые живут на Амуре и питаются в основном рыбой.