Сотовая телефония в нашей стране переживает настоящий бум. По темпам роста рынка связи Россия занимает 9-е место в мире, а через три года, по прогнозам экспертов, она войдет в пятерку лидеров. Уровень проникновения достиг уровня развитых стран – количество населения, использующего мобильную связь, превысило 70%, но потенциал роста еще есть, и прежде всего в провинции.
Операторы «большой тройки» надеются совершить новый прыжок, когда в январе будущего года планируется выставить на конкурс лицензии на услуги связи третьего поколения – 3G. В отличие от сетей GSM технологии 3G позволяют предложить потребителям абсолютно новые услуги, такие как видеозвонки, игры, мобильное телевидение и др. Как подсказывает опыт Японии и европейских стран, именно за счет развития данной технологии будет обеспечиваться рост мобильной связи в ближайшие годы.
Однако до сих пор неясно, как будет происходить выдача лицензий 3G.
Хитросплетения чиновников
Сейчас на согласовании у министерств и ведомств находится проект постановления правительства об утверждении «Правил проведения торгов на получение лицензий на оказание услуг связи на территории с ограниченными ресурсами сети связи общего пользования и с использованием радиочастотного спектра».
В них покрывается практически весь спектр вопросов, касающихся торгов по выдаче лицензий 3G, Wi-Fi, распределения ресурсов по частотному спектру, номерной емкости и т.д.
Этот документ, по мнению как аналитиков, так и участников рынка, оставляет много белых пятен и является очень взяткоемким, что делает его неприемлемым для применения на практике.
Наибольшие сомнения вызывает форма проведения торгов за лицензии. Правила предусматривают проведение торгов в виде аукциона или конкурса. Различия здесь имеют решающее значение. Аукцион – открытая и прозрачная процедура – победителем признается участник, публично предложивший наибольшую цену за лот. Конкурс – намного сложнее и запутаннее. Во-первых, в проекте документа, проходящего согласования, предусмотрена хитрая процедура подачи заявок. Для участия в торгах заявитель должен представить 10 документов, в том числе план и экономическое обоснование сети – последнее может служить субъективным фактором при даче оценки и поставить заявителей в неравные условия. Это позволяет отстранить от процесса неугодных участников. Также формальным основанием для отказа в приеме заявки является отсутствие у заявителя «хорошей репутации в отрасли связи». Возникает вопрос: а как организаторы будут это определять? В ряду абсурдных формулировок, прописанных в проекте правил, есть еще одна: «специальный опыт работы», дающая большой простор для различных толкований и могущая стать положительным фактором при определении победителя конкурса.
Хитрости на этом не заканчиваются. Если действовать в соответствии с проектом документа, то аукцион нельзя проводить, если ресурс радиочастот для мобильной связи или, например, Wi-Fi не является совершенно «чистым» (то есть этими частотами никто сегодня не пользуется). Но, по утверждениям специалистов в сфере мобильной связи, «чистых» частот в российской практике сотовой связи нет вообще. Поэтому, если проект будет утвержден, с прозрачными аукционами, очевидно, можно будет попрощаться. Соответственно бюджет Российской Федерации недосчитается сотен миллионов долларов.
Есть в документе весьма общие и туманные формулировки, которые также в принципе исключают возможность проведения аукционов. Аукцион будет заменен конкурсом, «если определение каких-либо условий, ограничений и требований в тексте лицензии и перечне условий лицензии невозможно». Опять возникает вопрос: кто будет принимать решение, возможно это или нет? Очевидно, что это будет чиновник соответствующего ведомства, которое и будет проводить конкурс и определять эти условия.
В этой связи рисуется довольно печальная картина. Похоже, все основные лицензионные торги в обозримом будущем пройдут в режиме конкурса, когда вместо денежного торга будет происходить «конкурс красоты» с вполне понятными последствиями.
Кроме того, не стоит забывать еще об одной немаловажной детали, имеющей в сегодняшней коррумпированной реальности вполне ощутимый вес для претендентов на развитие современной мобильной связи. Поскольку, напомним, проект правил de facto исключает проведение аукционов, на конкурсные торги будут выставлены разные по своему качеству частоты. Условия для участников одинаковы, а кому эти частоты достанутся – решит организатор конкурса, то есть Федеральное агентство связи, уже после торгов. Разница в инвестициях для улучшения частотных характеристик для лицензиата может достигать миллиардов рублей.
Не устали? Тогда напоследок вот такой факт: если порядок проведения торгов будет по каким то причинам опротестован в суде, выданную лицензию отозвать будет нельзя – правила этого не предусматривают!
Понятно, что речь идет пока о проектном документе, однако уже очевидно сегодня: если концепция правил не претерпит существенных изменений, о каком-нибудь прорыве в сфере видеотелефонии, а значит, и на российском рынке сотовой связи в ближайшем будущем говорить не придется. Не говоря уже о том, что исключение проведения аукционов лишит государство крупных источников доходов, а речь идет о сотнях миллионов долларов (для примера: аукционы на приобретение лицензий 3G дали бюджетам Англии и Германии десятки миллиардов долларов).
Кто из нас равнее?
Сложно поверить, что действиями разработчиков этого, пока «сырого» документа руководит банальная безграмотность. Дело здесь явно в другом.
В конце сентября, как утверждает специализированное электронное издание CNews, без каких-либо конкурсных торгов Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение выдать компаниям «Московская сотовая связь» и «Дельта Телеком», входящим в холдинг «Скай Линк», часть радиочастот в диапазоне 1900–2200 ГГц, предназначенных для сетей 3G. Возможно, что отсутствие торгов за «золотые» частоты, высвобожденные военными в двух столицах, которые попали в распоряжение второстепенного сотового оператора, объясняется странным недоразумением.
То же издание также утверждает: преференции были оказаны оператору, чья схема построения сети связи 3G противоречит взятым Россией международным обязательствам поддерживать стандарт UMTS для развития третьего поколения, поскольку он строит федеральную сеть в «азиатском» стандарте CDMA. По заявлениям специалистов, через год компания, получившая частоты, должна будет отчитываться перед ГКРЧ о проделанной работе и результатах, после чего будет приниматься решение о возможности проведения конкурса на выдачу этих частот. Но ведь согласно проекту правил лишить оператора лицензии будет очень сложно.
И, наконец, любопытная деталь. В то же время, когда соответствующее ведомство одной «рукой» практически подарило счастливчику частоты для 3G, другая «рука» этого же ведомства пытается потребовать от Министерства обороны России плату за частоты, используемые для нужд военного ведомства.