Вчера грузовики с шедеврами французских импрессионистов из Пушкинского музея, освобожденные из-под ареста в Швейцарии, двинулись в Москву. Как сообщил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь российского посольства в Швейцарии Игорь Петров, около часа дня грузовики в сопровождении полицейских-мотоциклистов отправились к границе с Германией, к контрольно-пропускному пункту Бардонэ, где их встретит атташе по культуре российской дипмиссии. «Скорее всего в выходные картины прибудут в Москву», – сказал Игорь Петров.
Российских специалистов сейчас больше всего беспокоит вопрос сохранности коллекции. Как заявила на состоявшейся вчера пресс-конференции директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, через сутки после прибытия «все картины пройдут экспертизу хранителей». «Я очень надеюсь, что с картинами все хорошо, но точно сейчас этого никто не знает. Внутрь ящиков никто не заглядывал, и сказать что-то определенное можно будет только после оценки наших реставраторов. Находящиеся при картинах наши сотрудники заверяют меня, что транспортировка совершалась по всем правилам. Однако перенос картин на склад, где они лежали во время всех этих событий, осуществлялась не специалистами, а обычными такелажниками. Так что падения, кантования ящиков и других грубых нарушений исключить нельзя», – сказала директор музея.
В связи с этим Ирина Антонова не исключает предъявления исков с российской стороны к Швейцарии. «Речь может идти как о нарушениях договора, в частности нарушение сроков возвращения картин, так и о моральном ущербе», – считает она. В то же время, по мнению директора Пушкинского музея, «огромный урон нанесен и престижу Швейцарии». «Для страны и ее правосудия случившееся стало испытанием, заставившим ее пересмотреть некоторые позиции. Я имею в виду пересмотр правительством решения суда кантона. Кроме того, это удар по очень уважаемому фонду Джанадда, который нес всю ответственность и безупречно соблюдал условия хранения и сроки», – говорит Антонова.
По мнению директора ГМИИ им. Пушкина, а также присутствовавшего на пресс-конференции замруководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолия Вилкова, случай с коллекцией импрессионистов выдвинул на первый план проблему получения музеями государственных гарантий. «Попытки ареста экспонатов выставок были и раньше, – рассказал Вилков. – Но, как правило, они исходили от потомков бывших владельцев, и вопрос разрешался просто и быстро». По словам Ирины Антоновой, «первостепенная задача теперь – привлечь к заключению договоров с другими странами лучшие юридические силы». «Теперь мы еще более тщательно будем проверять все договора. Так, мы отказали организаторам уважаемой выставки в Лондоне, и полотно Анри Руссо не поедет туда, так как принимающая сторона не смогла предоставить гарантий от претензий третьих лиц», – сообщила директор музея.