Красавицы Гогена устали отдыхать на швейцарской таможне.
Вчера на швейцарских пограничных пунктах оставались под арестом грузовики с картинами из Государственного московского музея имени Пушкина, задержанные по иску швейцарской компании Noga. Коллекция оценивается в 1 млрд. долл. и застрахована компанией «Спасские ворота». Между тем, как стало известно «НГ», «Спасскими воротами» риски переданы, и вся страховка выставки оформлена через компанию «Ллойд» на лондонском рынке в крупнейших страховых компаниях. При этом риски судебные в выставочном страховании не учитываются.
═
«Конкретно работаем, ситуацию разрулим»
═
Выставка «Французская живопись из коллекции Пушкинского музея» проходила в галерее Фонда Pierre Gianadda швейцарского города Мартини кантона Вале с 17 июня по 13 ноября этого года. О том, что швейцарская полиция и таможня по запросу Noga на двух пограничных пунктах, в Женеве и в Базеле, арестовали коллекцию картин французских художников из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, стало известно вчера утром. В Москве эта информация обнародована в ночь на среду, хотя, по словам Анатолия Вилкова, замруководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, официальные лица знали об этом еще в минувшую пятницу.
По информации дирекции ГМИИ, в выставке принимали участие картины как старых мастеров, так и импрессионистов из так называемого Щукинского собрания. Это Клод Лоррен и Николя Пуссен, Эдуард Мане, Ренуар, в частности украшение коллекции Пушкинского музея – портрет Жанны Самари Ренуара или «Скала в Этрете» Клода Моне. Помимо названных, в выставке принимали участие полотна Дега, Писарро, Сислея, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо.
Пресс-секретарь посольства РФ в Швейцарии Игорь Петров так прокомментировал «НГ» ситуацию: «Вся эта история с арестом картин началась еще в выходные дни. На них был наложен официальный судебный арест. Это означает, что пока они технически не могут покинуть территорию Швейцарии, а не то что их там сложили куда-то под замок. Картины пока находятся в грузовиках. Первый арест был во вторник отменен на основании вмешательства Федерального совета Швейцарии, то есть правительства страны. Но после этого возник второй иск. Он был представлен от имени компании Nоgа, и его очень быстро удовлетворили. Я бы сказал, неожиданно быстро. Сейчас именно из-за этого, второго иска грузовики с картинами остаются в стране».
Петров отметил, что, по его данным, картины в полной сохранности. Он пояснил, что делает такой вывод, «поскольку противоположной информации не поступает». «В данном случае можно не беспокоиться, поскольку Швейцария – это Швейцария, здесь никто картины трогать не будет...» – сказал дипломат. Картины находятся в трейлерах, каждая из них в специальной упаковке, которая обеспечивает сохранность в рамках достаточно длинного путешествия из России, пояснил Петров.
На вопрос «НГ», контактирует ли посольство с фирмой Noga, дипломат ответил: «Пока у меня такой информации нет». По его словам, Noga давно не существует как юридическое лицо, а за иском может стоять ее владелец. А как с этим частным лицом связаться, в посольстве не знают.
В посольстве пока не задумываются над тем, почему швейцарская фирма, которая в течение последних лет практически не давала о себе знать, сейчас объявилась вновь. На данный момент «мы конкретно работаем над тем, чтобы как-то эту ситуацию разрулить».
Российские дипломаты ожидали решения суда в Мартини по второму иску в течение вчерашнего дня. Судя по их высказываниям, полной уверенности в благополучном для России исходе у них не было. Дипломаты подчеркивали, что швейцарские власти предпочитали все эти дни «молчать, как будто проблемы нет». Такое поведение объясняется «сплошным федерализмом»: в Швейцарии решения нередко принимаются на местном уровне, например, судебными властями того города или кантона, где был подан иск.
═
Страхуй – не страхуй
═
Страхованием выставки с российской стороны занималась компания «Спасские ворота». При попытке получить комментарий директор одного из департаментов переадресовал корреспондента «НГ» к другому, там попросили прислать вопросы письменно и больше уже на связь не выходили.
Начальник отдела музеев Минкульта России Анна Колупаева пояснила «НГ», что «Спасские ворота» – франтирующая компания (франтирование – передача прямым страховщиком рисков в перестрахование в полном объеме. – «НГ»), а вся страховка выставки оформлена через компанию «Ллойд» на лондонском рынке в крупнейших страховых компаниях. При этом риски судебные в выставочном страховании не учитываются: «Это другая страховка. И мы бы потребовали такую страховку, если бы у нас не было гарантий, где черным по белому написано: гарантии неприкосновенности и беспрепятственного возврата, в том числе и в случае претензий третьих лиц. Большинство партнеров и не смогут заплатить за такие риски, так как они несопоставимы со страховой премией, которые выплачиваются за сами экспонаты».
Вчера Федеральное агентство по культуре и кинематографии распространило заявление, в котором дает указание всем российским музеям приостановить все переговоры с швейцарскими партнерами о направлении выставок в эту страну. В частности, Эрмитаж собирался направить в Швейцарию две выставки – золота и Матисса (последняя должна была переехать в Швейцарию из Германии). «Естественно, эти выставки не поедут ни в какие швейцарские музеи», – сказала нам Анна Колупаева. По информации «НГ», сейчас идет речь и о приостановлении других культурных проектов со Швейцарией, не только музейных. По ее словам, эта история наносит «ущерб не только отношениям ГМИИ или России со Швейцарией, речь о конфликте Швейцарии с музеями с мировым именем, к ним просто никто ничего не повезет».
Вчера министр культуры Александр Соколов находился в Париже, пресс-секретарь министра Елена Земченко сказала нам, что у нее нет информации, что он может отправиться в Швейцарию для участия в разрешении ситуации вокруг российских картин, и никаких официальных заявлений он по этому вопросу не делал.
Анатолий Вилков рассказал «НГ», что, когда Россия давала разрешение на вывоз, от принимающей стороны – прежде всего от Фонда Пьера Джанадда – был получен договор об условиях хранения, а также страховка и гарантии возврата, причем в эти гарантии включалось условие и о недопустимости претензий к любому из произведений, представленных на выставке, от третьих лиц. Эти гарантии давал канцлер государственной канцелярии Кантона дю Вале: «Он гарантировал музею не только безопасность, но и своевременное возвращение и защиту от претензий третьих лиц». Только после этого было выдано разрешение на вывоз на выставку 54 картин страховой стоимостью 794 млн. 30 тыс. долл.
По мнению Вилкова, суд скорее всего примет решение отпустить груз, так как произведения искусства «такого уровня не могут служить заложниками решения материальных исков». «Если претензии будут, то в соответствии с позициями договора разбираться с ними будет шведский Арбитражный суд в Стокгольме, а не суды Швейцарии». «Я исключаю возможность продажи на аукционе, полностью исключаю», – сказал Анатолий Вилков.
Любопытно в связи с этим посмотреть на продажи вышеперечисленных художников на аукционах последних лет. Картина Гогена «Материнство» была продана за 39,2 млн. долл., две картины Моне, «Кувшинки» и «Парламент, солнце в тумане» обошлись покупателям в 20 млн. каждая, Сезанн, «Большие деревья», был продан за 11,8 млн. Впрочем, Пуссен на рынке стоит куда дешевле, так что нельзя утверждать, что страховка коллекции сильно занижена.
═
А вот кому долги недорого
═
Интересы фирмы Noga хорошо известны главе РСПП Александру Шохину, который занимал в начале 1990-х годов должность вице-премьера правительства РФ. «За все 12 лет истории выяснения отношений с Noga российская сторона привлекала крупнейшие юридические и аудиторские фирмы для оценки ситуации и выдвигала встречные иски, – говорит он. – Стокгольмский арбитражный суд признал большинство претензий Noga несостоятельными. Если бы российская сторона выполнила претензии Стокгольмского арбитража, тема была бы закрыта. Но поскольку Россия претензии не исполняет, у Noga время от времени возникает желание возобновить разбирательства. Сейчас это связано не с тем, что сам Гаон (глава компании. – «НГ») активность проявляет. Права по этим долгам периодически перекупаются. Сейчас, видимо, снова появился кто-то энергичный, перекупивший за копейку эти права и решивший попробовать что-нибудь выколотить из российской стороны. На протяжении последних лет семи российская сторона успешно отбивается от нападок, но, поскольку вопрос не закрыт и решение Стокгольмского арбитража не реализовано, представителям Noga время от времени дается формальная возможность возобновлять старые претензии, причем в их первоначальном объеме. Так что, на мой взгляд, решение этого вопроса – не смотреть на это дело через призму силового решения, то есть не будем платить и добьем нехорошего партнера, – а внимательно отнестись к решению Стокгольмского арбитража, которое более-менее справедливо».
Игорь Зенкин, адвокат корпораций «МиГ» и «Сухой», вел все уголовные и гражданские дела, связанные с попытками ареста имущества фирмой Noga в счет погашения долгов России: «Фирма Noga имеет исполнительный лист, так называемую экзекватуру Арбитражного суда Стокгольма. Тот суд они выиграли. Суд вынес решение на основе Нью-Йоркской конвенции признания и приведения в исполнение иностранных арбитров. Я не знаю, в каких странах они ее имеют, выданная во Франции у них точно была. Этот исполнительный лист может быть исполнен на территории любой страны, входящей в конвенцию. То есть на основании его может быть арестовано имущество должника. С другой стороны, арестовать государственное имущество не так уж просто, и до сих пор фирме Noga это не удавалось. Арест картин абсолютно незаконен. Подобного рода собственность аресту не подлежит в принципе на основании международных норм и правил, в частности, нескольких международных конвенций».
═
Иски фирмы Noga
═
В 1992 году правительство России подписало контракт с фирмой NOGA на поставки продовольствия в обмен на нефть. Общий объем сделки оценивался в чуть менее 1,5 млрд. долл.
В 1993 году российская сторона решила разорвать договор. Швейцарцы подали иск в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма и добились ареста средств российского правительства в Люксембурге и Швейцарии.
В 1994 году Россия представила встречный иск.
В январе 1997 года Стокгольмский арбитраж признал за Россией лишь нарушение в графиках поставки нефти, возникшее после подачи иска, и удовлетворил претензии швейцарцев на сумму в 23 млн. долл. плюс проценты.
В мае 2000 года Noga реанимировала свой иск, утверждая, что Россия так и не рассчиталась по контракту. Тогда Арбитражный суд Стокгольма арестовал счета ряда российских организаций (в частности, российского посольства, торгпредства и представительства при ЮНЕСКО), а также парусник «Седов». Также были арестованы средства Центробанка РФ. Всего сумма ареста составила порядка 60 млн. долл.
В августе 2000 года Парижский апелляционный суд признал арест активов российских диппредставительств неправомерным.
В 2001 году в рамках иска представители французских властей вновь пытались наложить арест на российскую собственность – на военные самолеты «МиГ» и «Су» на авиасалоне в Ле Бурже.
В декабре 2003 года Кассационный суд Парижа окончательно отказал швейцарской фирме в удовлетворении исков к Российской Федерации. В октябре 2001 года Noga попыталась добиться конфискации залога в 5 млн. франков (около 3 млн. долл.), внесенного за освобождение из-под стражи Павла Бородина, подозреваемого швейцарскими властями в отмывании денег. Однако Федеральный суд Швейцарии отклонил просьбу Noga, мотивировав отказ отсутствием доказательств того, что деньги были внесены российскими властями, а не самим Бородиным.