В российской космической отрасли разгорается громкий скандал. Вчера стало известно, что следственное управление ФСБ РФ предъявило обвинение в незаконной передаче Китаю технологий двойного назначения генеральному директору одного из ведущих предприятий отечественной ракетно-космической отрасли ЗАО «Компания ЦНИИМАШ-Экспорт» Игорю Решетину. Академику Академии космонавтики Решетину инкриминируется также хищение 30 млн. рублей в составе организованной группы с использованием фиктивных фирм, которые были зарегистрированы на утерянные паспорта граждан или несуществующих лиц. Одновременно обвинения предъявлены заместителю Решетина Сергею Твердохлебову и его помощнику Александру Рожкину.
Как сообщили вчера корреспонденту «НГ» в ЦОС ФСБ РФ, обвинение руководителям «ЦНИИМАШ-Экспорт» было предъявлено еще в конце октября. «25 октября 2005 года Игорю Решетину предъявлено обвинение в незаконной передаче Всекитайской экспортно-импортной корпорации «ТОЧМА» технологий, экспорт которых контролируется государством, а также организации хищения в составе организованной группы с использованием фиктивных фирм, зарегистрированных на утерянные паспорта граждан или несуществующих лиц, вверенного ему чужого имущества – денежных средств в размере около 30 млн. рублей», – отметил представитель ЦОС ФСБ. По его словам, обвинения также предъявлены заместителю главы компании Сергею Твердохлебову и помощнику гендиректора Александру Рожкину. Они обвиняются в хищении в составе организованной группы под руководством Решетина денежных средств.
«С учетом тяжести инкриминируемых обвиняемым преступлений и предпринимаемых ими попыток оказать давление на участников уголовного процесса, Лефортовским районным судом Москвы в отношении Решетина, Твердохлебова и Рожкина избрана мера пресечения в виде заключения под стражу», – заявил представитель ЦОС ФСБ России.
Напомним, что санкцию на арест гендиректора «ЦНИИМАШ-Экспорт» Игоря Решетина, его первого заместителя по экономике Сергея Твердохлебова и зама по безопасности Александра Рожкина Лефортовский межрайонный суд выдал 27 октября 2005 года. Само же уголовное дело в отношении руководства предприятия ВПК было возбуждено в декабре 2003 года. Однако тогда в материалах дела фигурировал лишь Решетин, которого подозревали в «незаконном экспорте материалов и технологий», а также в незаконном выполнении работ, которые могли быть использованы «при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники».
Адвокат Решетина Анатолий Яблоков (он представлял сторону защиты на процессах по делам обвиняемых в шпионаже ученых Валентина Данилова и Анатолия Бабкина) ранее сообщал, что в основу уголовного дела главы «ЦНИИМАШ-Экспорт» лег контракт, заключенный предприятием в 1996 году с Всекитайской импортно-экспортной технико-экспертной компанией точного машиностроения. По этому контракту «ЦНИИМАШ-Экспорт» должен был составить отчет о «численном моделировании аэродинамического обтекания асимметрических моделей в условиях сверхзвукового потока», который китайская сторона планировала использовать для создания пилотируемых космических кораблей. По словам адвоката, с 1996 по 2003 год было подготовлено и отправлено в Китай 13 технических отчетов. Анатолий Яблоков утверждает, что несколько проведенных экспертиз подтвердили, что переданные китайцам технические отчеты не попадают в так называемые ограничительные списки экспортного контроля, а проведенные предприятием научные разработки могут быть использованы только в мирных целях.
Получить комментарий в «ЦНИИМАШ-Экспорт» вчера не удалось. «Мы никаких комментариев не даем», – заявил корреспонденту «НГ» не назвавший себя представитель компании.
Из досье «НГ»
ЗАО «Компания ЦНИИМАШ-Экспорт», учредителем которого является ФГУП «Центральный НИИ машиностроения» (ЦНИИМАШ), было основано в 1991 году для организации контрактной деятельности в области космоса ЦНИИМАШ, а в дальнейшем, Росавиакосмоса (с 2004 г. – Федеральное космическое агентство) и предприятий отрасли. С 1996 г. «ЦНИИМАШ-Экспорт» имеет лицензию Росавиакосмоса на проведение работ в космической области. С 2001 г. компания аккредитована в Миннауки как научная организация. Постоянный штат – 30 человек. Основные виды деятельности – организация коммерческого использования разработок, полученных в отраслях, разрабатывающих и производящих ракетно- и авиакосмическую технику; управление проектами в области аэрокосмической техники; проведение научных исследований, разработка технологий и производство высокотехнологичной продукции; создание, приобретение, реализация и внедрение изобретений и других объектов интеллектуальной собственности. За время работы заключено и выполнено более 120 контрактов с аэрокосмическими организациями и фирмами США, Китая, Европы, других стран.
Самые громкие шпионские процессы
Григорий Пасько – капитан 2 ранга, журналист газеты ТОФ «Боевая вахта». Арестован в ноябре 1997 г. по обвинению в госизмене в форме шпионажа за передачу японскому телеканалу «NHK» сведений по проблемам обеспечения радиационной безопасности на Тихоокеанском флоте. В июле 1999 г. суд снял с Пасько обвинение в госизмене, признав его виновным в превышении служебных полномочий. Журналиста осудили на 3 года, но по амнистии освободили. Военная коллегия ВС отменила приговор за мягкостью и направила дело на доследование. В декабре 2001 г. суд признал Пасько виновным в госизмене в форме шпионажа и приговорил его к 4 годам лишения свободы. Освобожден условно досрочно в январе 2003 г.
Владимир Щуров – профессор Тихоокеанского института океанологии РАН. Обвинялся в разглашение гостайны, контрабанде и незаконном экспорте в Китай технологий, используемых при создании вооружения и военной техники. В августе 2003 г. приговорен Приморским краевым судом к 2 годам лишения свободы условно и амнистирован.
Александр Никитин – капитан 1 ранга, сотрудник российского представительства норвежской экологической организации «Беллуна». Обвинялся в шпионаже и разглашении гостайны за участие в написании доклада «Северный флот – потенциальный источник радиоактивного загрязнения региона». Первый процесс по делу Никитина в октябре 1998 г. закончился направлением дела на дополнительное расследование. Второй суд в декабре 1999 г. завершился оправдательным приговором.
Эдмонд Поуп – отставной офицер морской разведки США. Обвинен в шпионаже. Приговорен Мосгорсудом к 20 годам лишения свободы. Помилован президентом РФ.
Валентин Моисеев – замруководителя 1-го департамента стран Азии МИД РФ. Обвинялся по статья 275 УК РФ (госизмена в форме шпионажа). По версии обвинения, передал секретные сведения сотруднику разведки Южной Кореи. В апреле 2001 г. приговорен к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы.
Анатолий Бабкин – профессор МГТУ имени Баумана. Обвинялся в госизмене в форме шпионажа. По версии ФСБ, передал секретные сведения о российской скоростной подводной ракете «Шквал» гражданину США Эдмонду Поупу. В феврале 2003 г. приговорен к 8 годам лишения свободы условно.
Валентин Данилов – физик, завкафедрой Красноярского технологического университета. Обвинялся в госизмене в форме шпионажа и мошенничестве. В декабре 2003 г. оправдан судом присяжных Красноярского краевого суда, но Верховный суд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение. Повторный процесс закончился для ученого обвинительным приговором – 14 лет лишения свободы. Позже срок был снижен до 13 лет.
Игорь Сутягин – заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН. Обвинялся в шпионаже и разглашении гостайны. В апреле 2004 г. приговорен к 15 годам лишения свободы. 26 апреля 2004 г. «Международная амнистия» признала Сутягина политическим заключенным.
Михаил Трепашкин – адвокат, бывший подполковник ФСБ. Как адвокат работал в Общественной комиссии по расследованию взрывов домов в Москве в 1999 г. Обвинялся в разглашение гостайны без признаков госизмены и незаконном хранении оружия. В мае 2004 г. приговорен к 4 годам лишения свободы. Наказание отбывает в колонии № 13 Нижнего Тагила. 30 августа Нижнетагильский суд освободил Трепашкина условно досрочно, однако Свердловский областной суд отменил это решение.
Оскар Кайбышев – академик, директор уфимского Института проблем сверхпластичности металлов РАН. Предъявлены обвинения в незаконной передаче технологий двойного назначения, присвоении и растрате, злоупотреблении должностными полномочиями и использовании подложных документов. Первоначальное обвинение в разглашении гостайны в ходе следствия с Кайбышева было снято. Слушания дела по существу начнутся 24 ноября в Верховном суде Башкирии.