На вчерашнем пленарном заседании Совет Федерации одобрил законопроект «О дорожных фондах в РФ», подготовленный бюджетным комитетом палаты, и направил его на рассмотрение Государственной Думы. Первая интрига состоит в том, что верхняя палата предлагает возродить то, что совсем недавно было ликвидировано. Вторая – в том, что Совет Федерации пошел на такой шаг, проигнорировав мнение правительства.
Предыстория такова. Дорожные фонды были введены в нашей стране после принятия в 1991 году соответствующего закона, которым предусматривалось аккумулирование на федеральном и региональном уровне финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог. Благодаря этому у территорий чуть ли не впервые появились собственные деньги для строительства новых и ремонта существующих автодорог.
Но в 2001 году Федеральный дорожный фонд был ликвидирован, а двумя годами позже эта же участь постигла и региональные. Причина – с 1 января 2003 года отменялся налог на пользователей автодорогами, который составлял основу формирования дорожных фондов. Налог был признан нерыночным.
В пользу ликвидации сработали и многочисленные злоупотребления, вскрытые в данной сфере. В 1999 году Российское дорожное агентство приостановило финансирование 20 субъектов Федерации в связи с нецелевым использованием денег территориальных дорожных фондов (ТДФ). В этом были уличены, в частности, ТДФ Карелии, Мордовии, Бурятии, Архангельской, Ленинградской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, а также Алтайского и Приморского краев. Масштабы нарушений были огромны. Скажем, в Ярославской области не по назначению было израсходовано 508,414 млн. руб. (61% всего дорожного фонда региона за 1999 год). В Липецкой области нецелевое использование средств фонда в том же году составило 448,761 млн. руб., что более чем вдвое превысило объем финансирования, необходимого для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог.
Но после ликвидации дорожных фондов регионы попали в кабальную зависимость от Минфина, распределяющего теперь средства централизованно. Многие главы субъектов Федерации стали выражать недовольство. Особенно активен был в этом столичный мэр Юрий Лужков, сразу называвший случившееся «ошибкой правительства». И вот теперь Совет Федерации задался целью возродить дорожные фонды. Подготовленный здесь законопроект был направлен для согласования в правительство. Но вместо ожидаемого одобрения сенаторы получили отрицательное заключение, которое и стало вчера предметом обсуждения на пленарном заседании. В ответе, подписанном премьер-министром Михаилом Фрадковым, сказано, что правительство не имеет возможности за короткий срок резко увеличить объемы финансирования дорожного хозяйства. Вместе с тем в этой области принимаются меры, направленные на улучшение финансирования автомобильных дорог.
Еще накануне пленарного заседания спикер верхней палаты Сергей Миронов, комментируя отрицательный отзыв правительства на инициативу сенаторов, завил: «Мы намерены настаивать на своем и доказать президенту и правительству целесообразность и необходимость восстановления региональных дорожных фондов».
Реанимировать фонды планируется без ввода каких-то дополнительных налогов. По словам Сергея Миронова, согласно законопроекту, дорожные фонды в регионах предложено формировать солидарно – половину средств будет выделять субъект Федерации, половину – федеральный Центр. По мнению Сергея Миронова, именно этот аспект стал причиной отрицательного заключения правительства. Но, по его мнению, учитывая нынешнее достаточно благополучное состояние бюджета, это не должно являться для Центра проблемой.
Представители правительства вчера не комментировали эти разногласия.