Сегодня в британском городе Борнмут должно закончиться трехдневное коронерское дознание (коронер – специальный судья, занимающийся выяснением причин смерти, произошедшей при необычных или подозрительных обстоятельствах) обстоятельств катастрофы вертолета, в результате которой погиб управляющий директор компании Group MENATEP, адвокат Стивен Кертис. Главный вопрос, который стоит перед судом: была ли авиакатастрофа, произошедшая в марте 2004 года, трагической случайностью или крушение вертолета было умышленно подстроено? Если в ходе дознания будет установлен факт насильственной смерти Кертиса и его пилота, материалы дела будут переданы в федеральный суд.
В отчете отдела по расследованию воздушных инцидентов при управлении гражданской авиации Великобритании, опубликованном спустя несколько месяцев после катастрофы, утверждается, что виновником аварии стал 34-летний пилот вертолета Макс Рэдфорд, потерявший ориентацию в плохих погодных условиях. Однако родственники погибших, неоднократно высказывавшие сомнения в том, что произошедшее является несчастным случаем, настояли на проведении судебного расследования.
Подданный Великобритании Стивен Кертис стал управляющим директором компании Group MENATEP, основного акционера ЮКОСа, в ноября 2003 года после ареста занимавшего эту должность Платона Лебедева. Но в этой должности он пробыл всего несколько месяцев: вечером 3 марта 2004 года вертолет Augusta-109Е, на борту которого находились Кертис и Рэдфорд, разбился в полутора километрах от аэропорта города Борнмут.
Как пишет британская Daily Telegraph (перевод с сайта Inopressa.ru), отчет отдела по расследованию авиакатастроф, обнародованный в июне, не нашел признаков того, что катастрофа была подстроена. Вывод гласил, что пилот вертолета потерял ориентацию из-за ухудшившихся погодных условий: в момент крушения было темно и стоял густой туман. Родственники Кертиса и Рэдфорда с этими выводами не согласились.
Как утверждает издание, дядя Кертиса Эрик Дженкинс сообщил дознавателю, что его племяннику угрожали по телефону и что за ним велось наблюдение в последние два года его жизни. А за две недели до гибели, по словам Дженкинса, Кертис сказал ему, что «если с ним что-нибудь случится, то это не будет несчастным случаем». По мнению Дженкинса, угрозы убийством в отношении Кертиса и наблюдение за ним были связаны с тем бизнесом, который он вел с MENATEP и ЮКОСом. «Стивена очень беспокоила эта ситуация», – цитирует слова родственника Кертиса британское издание.
Отец пилота, 72-летний Дэвид Рэдфорд, также неоднократно высказал сомнения в случайном характере катастрофы и непрофессионализме сына. По его словам, Макс Рэдфорд имел 11-летний стаж управления вертолетом.
Было назначено коронерское дознание с участием присяжных. На него приглашены 16 свидетелей, в том числе специалисты-взрывотехники. Вдова Кертиса, Сара, согласилась дать письменные показания.
Между тем, как пишет Daily Telegraph, друг погибшего адвоката, Родерик Дэвидсон, утверждает: «Не припомню, чтобы Стивен когда-нибудь говорил мне о каких-либо прямых угрозах физической расправы в его адрес, в том числе об угрозах убийством». А коронер Шерифф Пэйн в начале слушаний заявил, что крушение вертолета Кертиса «окружено теорией заговора». «Есть все составляющие шпионского триллера, – цитирует издание слова судьи. – Этот человек (Стивен Кертис. – «НГ») был связан с известными в мире россиянами, российской нефтью, различными моментами, которые вызывают большое любопытство прессы. Но точной версии произошедшего выдвинуто не было».
Как погиб Стивен Кертис
Авиакатастрофа произошла 3 марта 2004 года на юге Великобритании. Легкий вертолет Augusta-109E итальянского производства, в котором находились Стивен Кертис и его пилот, 34-летний Макс Рэдфорд, разбился при заходе на посадку в полутора километрах от международного аэропорта города Борнмут в графстве Дорсет. Кертис летел из Лондона в свой замок «Пенсильвания», расположенный в одной из самых красивых и дорогих частей побережья в Дорсете. В 18.59 вертолет поднялся со взлетной площадки лондонского аэропорта «Баттерси» и взял курс на юг Англии. Когда борт приблизился к аэропорту Борнмута, шел легкий дождь и посадочную полосу закрывала облачность. Двое диспетчеров видели, как вертолет появился из-за облаков, внезапно накренился влево и зашатался, потеряв управление. Через 29 секунд, в 19.42, борт врезался носом в поле и взорвался. Машина была полностью уничтожена огнем, а тела пилота и пассажира настолько обгорели, что для их идентификации пришлось использовать образцы ДНК.