Уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину поступило письмо в защиту Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, под которым стоят подписи известных правозащитников, депутатов Госдумы, представителей общественности, о чем сообщил вчера сам российский омбудсмен. Среди подписавшихся – председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, правозащитница Елена Боннэр, депутат Госдумы Анатолий Ермолин, социолог Ольга Крыштановская, народная артистка СССР Татьяна Шмыга, адвокаты бывших руководителей ЮКОСа и МЕНАТЕПа. Они призывают омбудсмена срочно предпринять все возможные меры для того, чтобы восстановить нарушенные, по их мнению, права Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, касающиеся мест отбывания наказания.
В обращении говорится, что почти 100 лет назад Третья Государственная Дума обсуждала вопрос о переносе – из соображений гуманизации – мест отбытия наказания из удаленных районов Урала и Сибири в центральную Россию. Но этот процесс был прерван в советские времена. «Поэтому появление в Уголовно-Исполнительном кодексе норм статьи 73, прямо требующих помещения заключенных для отбытия наказания в учреждениях (общего режима) в тех регионах, где они пребывали или были осуждены, а в исключительных случаях – в ближайших к ним, казалось, ознаменовали разрыв с вековой практикой использования плохих климатических условий и удаленности от дома как дополнительного наказания для осужденных», – отмечается в письме. Но, по мнению подписавшихся, эти нормы в отношении Ходорковского и Лебедева не соблюдены. «Москвич Платон Лебедев, несмотря на медицинские противопоказания, направлен в колонию общего режима № 98/3, расположенную за Полярным кругом, в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, – констатируется в документе. – Москвич Михаил Ходорковский направлен в колонию общего режима ЯГ-14/10 вблизи г. Краснокаменска Читинской области». Авторы письма призывают омбудсмена добиваться, чтобы обоим осужденным «было обеспечено отбывание наказания в Москве или же ближнем к Москве субъекте Федерации».
Владимир Лукин сообщил вчера, что письмо будет рассмотрено авторитетными экспертами. «И если они усмотрят, что нарушены законные права указанных лиц, то я сделаю соответствующий запрос в Генпрокуратуру и другие органы», – заявил он. Как пояснила корреспонденту «НГ» его помощник Ирина Еремина, при Уполномоченном по правам человека существует экспертный совет, в который на общественных началах входят известные правозащитники и общественные деятели. Этот совет и рассмотрит упомянутое обращение. Для исследования правовых аспектов ситуации привлекаются профессиональные юристы из аппарата Уполномоченного. «Сроки таких процедур всегда разные, но, как я полагаю, в данном случае она не растянется надолго», – сказала Ирина Еремина.
Какими правовыми нормами руководствовались, определяя места наказания для Ходорковского и Лебедева, те, кому положено решать такие вопросы? «Извините, но я ничего не могу сказать по этому поводу, так как не получал таких полномочий», – заявил корреспонденту «НГ» представитель ФСИН, временно исполняющий должность начальника пресс-службы.
Тем временем осужденные постепенно адаптируются к новой обстановке. Вопрос трудоустройства Михаила Ходорковского в колонии пока не решен, но он уже заявил, что в свободное время намерен подготовить и защитить диссертацию. «Это будет первый случай защиты диссертации в колонии, – сообщил Интерфаксу начальник отдела УФСИН по Читинской области Юрий Якушевский. – До сих пор, по крайней мере, в колониях Читинской области не было». Он также подчеркнул, что препятствовать подготовке диссертации Ходорковским никто не будет. Однако защищаться ему придется дистанционно, так как приезд в колонию диссертационной комиссии «вряд ли возможен». Тот же источник сообщил через ИТАР-ТАСС, что Михаилу Ходорковскому «выделено трое суток для длительного свидания с прибывшими к нему матерью и женой». Пока же он зачислен в 8-й отряд, на его питание выделяется 35 руб. 91 коп. в сутки, еще 65 руб. 44 коп. – на содержание, куда входит оплата одежды, спальных принадлежностей и др.
Главная новость, касающаяся Платона Лебедева, – в пятницу к нему поездом выезжают адвокаты Евгений Бару и Константин Рывкин. Им пока неизвестно, закончился карантин у их подзащитного или нет. «Администрация не дает нам никаких официальных комментариев, – сообщил адвокат Лебедева Владимир Краснов. – Но я думаю, что до отъезда адвокатов этот вопрос будет ясен».