Необычную картину наблюдали вчера утром пассажиры московского метро на станциях Калужско-Рижской и Сокольнической линий. В конце каждой платформы стояли милиционеры, которые не пропускали граждан в последний вагон. Как позже выяснилось, милицейское оцепление было частью проекта антитеррористической защищенности метрополитена, представленного экспертам «большой восьмерки».
В пределах кольцевой линии на каждой платформе плотной цепью стояли милиционеры в форме, отрезав от пассажиропотока пространство возле последнего вагона. Из вагонов всех выпускали, но никого не впускали. Тех, кто в утренней толчее не замечал оцепления, останавливали и корректно объясняли, что именно в этот вагон посадки нет. Так как время стоянки состава, особенно в утренние часы пик, сильно ограничено, пассажиры не устраивали разбирательств, а упихивались в переполненные соседние вагоны. Оценки действий милиции они выдавали уже в вагоне.
За комментариями корреспондент «НГ» обратился в пресс-службу УВД по охране метрополитена. Здесь напомнили, что с 25 по 27 октября по инициативе МВД РФ в Москве проходит встреча экспертов правоохранительных органов государств «большой восьмерки». В мероприятиях принимают участие первый заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Александр Чекалин, делегация Римско-Леонской группы (экспертная группа по борьбе с терроризмом и оргпреступностью, созданная в рамках «большой восьмерки»), руководство столичного ГУВД, а также Московского метрополитена во главе с Дмитрием Гаевым. В понедельник состоялась презентация проекта по антитеррористической защищенности метрополитена, а вчера иностранные эксперты в сопровождении милиционеров посетили непосредственно столичную подземку, прокатившись в свободных от пассажиров вагонах. Экскурсия началась на станции «Охотный Ряд», откуда делегация проследовала до станции «Чистые пруды». Сделав пересадку на Калужско-Рижскую линию, Александр Чекалин и его иностранные коллеги доехали до проспекта Мира, где осмотрели ситуационный центр Московского метрополитена.
На пресс-конференции по окончании экскурсии Александр Чекалин рассказал, что, «спустившись в московское метро, представители иностранной делегации были удивлены, насколько высоко поставлена работа правоохранительных органов по контролю пассажиропотока в подземке». По словам Чекалина, особый интерес у иностранцев вызвал эксперимент по оснащению каждого вагона метро камерой видеонаблюдения. По его словам, «в ближайшие полтора года все 4900 вагонов метрополитена будут оснащены камерами, по которым машинист сможет наблюдать за обстановкой внутри вагонов его состава».
Александр Чекалин также сообщил, что до конца 2006 года на всех станциях Московского метрополитена будут установлены информационные терминалы с кнопками экстренной связи. Сейчас красно-синие колонны уже установлены на платформах и в вестибюлях всех станций Сокольнической линии, а до конца года информационные колонны должны появиться более чем на 100 станциях наиболее загруженных линий. Чекалин подчеркнул, что «оснащение метрополитена информационными терминалами также связано с обеспечением антитеррористической безопасности». По словам замминистра, в этом году на обеспечение безопасности метрополитена из федерального бюджета было выделено 1 млрд. 195 млн. руб.