События последних дней подтверждают правоту экспертов, предупреждавших, что за нападением в Воронеже на студентов-иностранцев последует целая волна подобных преступлений. В списке городов, где отмечены новые акции националистов, оказались обычные лидеры «ксенофобского рейтинга»: Москва, Ростов-на-Дону и все тот же Воронеж.
Нападение в Москве на 17-летнего Дени Бицоева и его друга Артема Мартиросяна, замыкающее пока эту цепочку, имеет все шансы на широкий общественный резонанс. Поскольку развивается по классическому для подобных дел сценарию: нападение, обращение пострадавших в милицию, отказ признать преступление националистическим и резкая негативная реакция общества. Разница только в одном: отцом одного из подростков, пострадавших от банды сверстников, оказался коммерческий директор ЗАО «Газета «Новые известия» Саид-Эмин Бицоев.
Прокуратура возбудила дело по факту нападения, но всего лишь по статье об умышленном причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц (ч. 3 ст. 111 УК РФ). Ни прокуроры, ни милиционеры не нашли в действиях нападавших ксенофобских мотивов. Между тем отец Дени Бицоева уверен, что подростки пострадали только потому, что «оказались не той национальности».
По словам Саид-Эмина Бицоева, на его сына и его приятеля напала группа из 12–15 человек. Сначала они принялись избивать Артема, а потом повалили на землю и били ногами пытавшегося остановить драку Дени. В общей сложности молодым людям нанесли около 20 ножевых ранений. Но в милиции настаивают на том, что речь идет об «обычной драке между обычными подростками»: она всего лишь стала следствием конфликта, возникшего чуть раньше в кафе между Артемом и одним из нападавших.
Но эти утверждения выглядят довольно бледно на фоне статистики нападений на иностранцев и неславян в Москве. За последние полгода подобных инцидентов зафиксировано как минимум шесть (а если учесть, что не все жертвы националистов обращаются в милицию, это число можно смело увеличивать вдвое). В трех случаях дело закончилось гибелью пострадавших. Но с завидным упорством правоохранительные органы не хотят искать в случившемся ксенофобской подоплеки. Что, по мнению правозащитников, укрепляет в бритоголовых чувство безнаказанности и толкает на новые выходки.