Если Платону Лебедеву грозит в колонии гнус, то Михаилу Ходорковскому – повышенный радиоактивный фон.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Гадание о том, куда этапирован Михаил Ходорковский, закончено – его местонахождение установлено с полной достоверностью. Бывший глава ЮКОСа доставлен в колонию общего режима ЯГ-14/10 в Краснокаменске Читинской области. Это подтвердили вчера сразу два источника: начальник УФСИН по Сибирскому федеральному округу Александр Плешков и адвокат Михаила Ходорковского Генрих Падва.
Накануне стало известно, что Платон Лебедев этапирован в колонию в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, подтвердились версии о том, что главные фигуранты дела ЮКОСа будут отбывать наказание раздельно и как можно дальше от Москвы. При этом офицер Читинского управления ФСИН на условиях анонимности заявил «НГ»: «Ходорковскому повезло. Его в отличие от Лебедева не будет есть гнус, так как это (район Краснокаменска. – «НГ») степные места с хорошим сухим климатом».
Александр Плешаков через Интерфакс сообщил, что Михаил Ходорковский доставлен в колонию в Краснокаменске и проходит там карантин, который продлится до двух недель. «В дальнейшем он будет зачислен в один из отрядов колонии и трудоустроен», – отметил Александр Плешков (как утверждают другие источники, Ходорковский уже зачислен в отряд № 8). Начальник УФСИН по СибФО успокоил общественность тем, что в краснокаменской колонии не содержатся опасные преступники, ее основной контингент – осужденные за кражи и мошенничество. «Криминальных авторитетов там нет», – заявил он.
«У нас теперь есть полная ясность, так как Михаила Борисовича в колонии уже посетил местный адвокат, который передал нам его просьбу приехать, – сообщил вчера корреспонденту «НГ» адвокат Генрих Падва. – Сейчас мы решаем, кто из нас и когда вылетит в Читинскую область. Это у черта на куличках, и доберемся мы туда, судя по всему, не так быстро».
«Я лично его не видел, но то, что он уже в Краснокаменске, у нас говорят все», – сказал «НГ» один из сотрудников УФСИН по Читинской области. По его словам, колония находится примерно в двух километрах от города и рассчитана на 1000 осужденных. Создавалась она для строительства объектов уранодобывающего комплекса и самого города, который появился в забайкальской степи в конце 60-х. «В колонии есть швейный, деревообрабатывающий и столярный цеха, своя пекарня, подсобное хозяйство, где разводят свиней, скот», ≈ рассказал наш собеседник.
Климат в Краснокаменске действительно сухой, но назвать его хорошим можно лишь с некой издевкой. Зимой столбик термометра нередко опускается до 50-градусной отметки, а летом жара стоит за 30. Июнь в Краснокаменске – еще не лето (первые листочки на высаженных деревьях – в степи нет ни кустика – появляются только в начале июня), а август – уже не лето. Снега зимой практически не бывает, зато ветры дуют весной и осенью, поднимая в небо массу пыли. К этому еще надо прибавить повышенный радиационный фон, и получится полная картина.
В то время когда по лентам информагентств уже шли сообщения о месте пребывания Михаила Ходорковского, некоторые представители ФСИН вели не объяснимую с точки зрения простой логики игру. Жена осужденного Инна Ходорковская, желая выяснить наконец, где находится ее муж, вместе с адвокатом Антоном Дрелем посетила СИЗО «Матросская Тишина». Была предварительная договоренность о встрече с начальником СИЗО Фикретом Тагиевым. Но он не принял женщину, а направил к ней сотрудников изолятора, которые вместо того, чтобы назвать место пребывания Михаила Ходорковского, вручили ей исходящий номер извещения, которое было отправлено по почте 11 октября. Инна Ходорковская ушла ни с чем.
Корреспондент «НГ», имея информацию из Читы, обратился в ФСИН Минюста России с просьбой подтвердить факт прибытия Ходорковского в колонию в Читинской области. «Давать такую информацию мы не имеем права, – заявил «НГ» замначальника одного из управлений Алексей Нырков. – По закону о том, где будет отбывать наказание осужденный, сообщается только одному из родственников. А вдруг Ходорковский не желает, чтобы вся страна знала, где он сидит? Если мы эту информацию разгласим, он запрессует нас исковыми заявлениями». А через полчаса начальник УФСИН по СибФО Александр Плешков разгласил тайну, которая таковой уже не являлась.