Трехдневная эпопея с похищением норвежских инспекторов и преследованием российского траулера «Электрон» близится к развязке. Сегодня корабль береговой охраны Норвегии «Тромсе» войдет в территориальные воды России и, если позволит погода, возьмет на борт обоих «заложников». На этом этапе российско-норвежское противостояние перейдет из морской фазы в юридическую. Норвежцы угрожают владельцам «Электрона» штрафом и требуют компенсации за незаконный улов. Российские рыболовы, в свою очередь, собираются подавать в суд на норвежских военных.
Траулер «Электрон» продолжает следовать в порт Мурманск. По данным погрануправления ФСБ по Мурманской области, вчера в районе Лицких островов конвой встретил пограничный сторожевой корабль «Тверь», который будет сопровождать траулер до Мурманска, а большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» останется на рейде Североморска. Норвежские корабли всю ночь шли параллельным курсом и границу территориальных вод не пересекали.
Как сообщил вчера начальник пресс-службы ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало, корабль береговой охраны Норвегии «Тромсе» получил разрешение войти сегодня в территориальные воды России для приема на борт инспекторов береговой охраны. По его словам, передача инспекторов состоится в первой половине дня на подходе к Мурманску. Он подчеркнул, что в связи со сложными погодными условиями в Баренцевом море для обеспечения безопасности в район встречи прибудет спасательный буксир Северного флота «Алтай». Если же погодные условия не позволят осуществить передачу в открытом море, норвежские инспекторы на борту траулера проследуют в Мурманск, где их уже ожидают представители генконсульства Норвегии.
Руководитель пресс-службы погрануправления ФСБ России Владимир Березкин заявил вчера, что норвежской стороне даны все гарантии по обеспечению безопасности инспекторов. В случае прибытия в Мурманск их обеспечат жильем, а затем отправят домой за счет российской стороны. В свою очередь, генконсул Норвегии Руне Осхейм сообщил, что, по данным норвежской стороны, инспекторы чувствуют себя нормально, жалоб с их стороны на обращение с ними нет.
Но даже после того, как норвежские инспекторы ступят на родную землю, инцидент не будет исчерпан. Посол Норвегии в Москве Ойвинд Нордслеттен заявил, что владельцу и капитану российского траулера «Электрон» может грозить крупный штраф. «Все доказательства относительно нарушений ведения промысла будут рассмотрены судебными инстанциями, которые сделают соответствующие выводы. Обычно в таких случаях речь идет о штрафе и компенсациях за незаконный улов», – сказал посол.
Но и у российских рыболовов есть претензии к норвежским властям. Уже сутки спасательное судно «Пурга» в условиях штормовой погоды буксирует терпящий бедствие траулер «Григорий Арлашкин» к архипелагу Новая Земля. Судно вело лов в районе преследования траулера «Электрон». Капитан «Григория Арлашкина» утверждает, что сеть, сброшенная с норвежского самолета при попытке остановить «Электрон», намоталась на гребной винт и его судно потеряло ход. Правление Союза рыбопромышленников Севера намерено рекомендовать фирме-владельцу траулера «Григорий Арлашкин» подать в суд на власти Норвегии. Как заявил вчера глава союза Геннадий Степахно, «если в ходе ремонтных работ водолазы обнаружат предметы, указывающие на вину норвежских военных, действия которых не только нанесли ущерб гражданскому судну, но и создали чрезвычайную ситуацию в штормовом море, мы будем настоятельно рекомендовать владельцу судна обращаться в судебные инстанции».
Что касается возможных санкций в отношении капитана траулера «Электрон» Валерия Яранцева, то в Федеральном агентстве по рыболовству вчера заявили, что меры наказания будут определены только по результатам расследования, проведенного специальной комиссией. В агентстве заявили, что расследование будет проведено с участием всех причастных ведомств, в том числе Росрыболовства и пограничной службы. Комиссия вынесет оценку действиям как российского капитана, так и представителей норвежской стороны. Только после этого, по словам представителей федерального агентства, можно будет говорить о каких-то мерах наказания.