В минувшие выходные подмосковная милиция вместе с поднятыми по тревоге военнослужащими некоторых частей Московского военного округа вели поиск солдата срочной службы, ушедшего с поста с оружием в городе Пересвет Сергиево-Посадского района. Как сообщили корреспонденту «НГ» в ГУВД Московской области, рядовой Максим Дюкин, будучи часовым, сбежал около 11 часов утра в субботу, оставив пост на территории НИИ «Химмаш».
По предварительным данным, солдат ушел с автоматом Калашникова с боекомплектом. Ему 19 лет, в армию призван из Ижевска. Первоначально милиция получила данные, что вооруженный солдат, используя различные виды транспорта, передвигался в направлении северо-востока либо востока Москвы. Был введен в действие план «Вулкан-5», который применяют в случаях розыска особо опасных преступников, но установить местонахождение и задержать беглеца не удалось. На момент подписания номера беглец не был задержан.
Мотивы побега Максима Дюкина пока неясны. Военная прокуратура Королевского гарнизона возбудила уголовное дело по статье «дезертирство с оружием», идет расследование. По данным «НГ», допрошены сослуживцы и командиры рядового Дюкина. Однако как в гарнизонной, так и в окружной прокуратуре вчера отказывались давать любую информацию, связанную с ЧП. «Все подробности – через отдел общественных связей (который по причине выходных не работал. – «НГ»)», – заявил корреспонденту «НГ» дежурный по военной прокуратуре МВО. Даже в просьбе уточнить, как правильно пишется фамилия солдата, «НГ» было отказано.
Причины такой закрытости понятны: развязка данного ЧП, которую с содроганием ждут как военные и милиция, так и все население Московского региона, не обещает ничего хорошего. Варианты, когда сбежавший с оружием солдат, осмыслив свое положение, возвращается в часть или же без сопротивления сдается милиции, похоже, встречаются все реже. И наоборот, все чаще ситуация развивается по сценариям, куда более страшным по своим последствиям. Вооруженный дезертир либо в конце концов оценивает свое положение как безвыходное и принимает решение свести счеты с собственной жизнью, либо лишает или подвергает опасности жизнь других. От того, какой вариант последует в случае с рядовым Дюкиным, будет зависеть служебная карьера его командиров.
Большинству молодых людей, которым служба стала невмоготу, хватает ума бежать без оружия. Это явление настолько распространилось, что военные совместно с органами внутренних дел вынуждены организовывать целевые операции. В сентябре, например, как сообщает Интерфакс, в ходе такой операции, – она называлась «Беглец», – только на территории Псковской области задержаны 10 военнослужащих, которые находились в федеральном розыске. А всего военной прокуратурой Псковского гарнизона с начала года разыскано 59 человек, покинувших свои части. Всего же органами военной прокуратуры Ленинградского военного округа с начала года установлено местонахождение 355 беглецов. В сентябре «отловлено» 46 дезертиров, в том числе 26 – призывников из Санкт-Петербурга.