Минфин на имидж страны выделил смехотворные суммы. Такое заявление вчера сделал президент Российского союза туриндустрии (РТС) Сергей Шпилько: «Ресурсы для въездного туризма у нас большие, а вот качество турпродукта низкое». В частности, на недостаток гостиниц в России пожаловался вице-президент РСТ, глава компании «КМП-групп» Владимир Канторович: «Существует крупный дефицит гостиничных мест даже в Москве. А это значит, что стоимость номеров будет неизбежно повышаться – все мы знаем, как работает дефицит. Нет единой политики, направленной на то, чтобы туристов в России было больше».
Дело в том, что сейчас многие гостиницы, построенные в брежневский период, сносятся из-за ветхости, а они, как правило, бывают очень объемными по количеству номеров. «Странно, что российский бизнес довольно активно строит приличные гостиницы за рубежом, в том числе в Восточной Европе, в Азии, в Африке. И абсолютно отсутствуют инвестиции в этой области внутри страны», – заметил Сергей Шпилько. Он обвинил в этом неблагоприятный инвестиционный климат в стране, коррупмпированность российских чиновников, от которых зависит разрешение на строительство гостиниц. Получается, что существующие гостиничные мощности не выдерживают критики ни по качеству, ни по цене. И стоимость поездки в нашу страну оказывается не просто слишком высокой – туры в экзотическую Россию неконкурентоспособны и по остальным критериям.
Классический недельный тур в Россию для туристов из Западной Европы, по словам Сергея Шпилько, стоит в среднем 1300–1400 евро (из расчета стоимости одного места в гостинице в двухместном номере). И эта стоимость за последние два года повысилась в 2,5–3 раза. Интересно, что без учета стоимости самого турпакета европейский турист оставляет в России еще порядка 80–100 долл. в день. Похожий тур в более устроенные европейские страны стоит в два и даже в три раза меньше. Кроме того, «из-за экономических парадоксов», как выразился руководитель комитета по въездному туризму РСТ Леонид Исакович, российская туриндустрия несет большие потери: «Суммы НДС порой оказываются дороже, чем сами туруслуги». В результате туристический поток из Западной Европы в Россию сокращается. Россия оказывается для многих слишком дорогой страной, при этом не готовой принимать туристов. Особенно если учесть, что большинство западных туристов – пожилые люди, привыкшие к комфорту. «Сейчас даже себестоимость туристических услуг для туроператоров превышает планку платежеспособности граждан западноевропейских стран», – подчеркнул Владимир Канторович.
Помимо этого туристов отпугивают дороговизна въездных виз в Россию, волокита с их оформлением и правила регистрации на месте прибытия. «Регистрацию пока еще никто не отменял», – напомнил Леонид Исакович. И регистрация приезжих полностью монополизирована органами МВД. А пребывание иностранца в России без регистрации более трех дней наказывается крупным штрафом.
Канторович сравнил оформление российской визы с израильской: россиянина пустят в Израиль за 17 долл., средняя стоимость визы для израильтянина в Россию стоит порядка 140 долл., за которые он вполне может слетать в Венгрию или Чехию туда и обратно. Не случайно турпоток из Израиля в Россию сократился за последние два года примерно на 60%. Такая же ситуация на востоке России. Туристы из Японии чаще выбирают поездки в Китай, чем в Россию. При этом расчеты за посещение России в основном производятся за рубежом. «Западных туроператоров, перехватывающих въездные турпотоки, практически не существует, – комментирует Леонид Исакович. – Это обычно делают третьеразрядные фирмы из стран Юго-Восточной Азии. И речи о конкуренции тут быть не может. Это не конкуренция – это бандитизм!» Большинство подобных фирм действуют в России без лицензии. Причем туристов они селят и водят в те гостиницы, рестораны и другие заведения, которые так или иначе принадлежат гражданам Кореи и Китая. 95% туристов на Дальнем Востоке обслуживают китайские и корейские фирмы.
Вывод один, сетует Сергей Шпилько: нашему правительству не нужны доходы от туризма, и ему все равно, что те доходы, которые могла бы получить Россия, получают в Китае или Корее. Причина, по мнению Сергея Шпилько, в отсутствии единой государственной политики, направленной на развитие туризма.