На днях министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что до конца года планируется разделить авиационный и аэропортовый бизнес, чтобы понять, «какие авиакомпании способны будут существовать самостоятельно, без аэропортов, чтобы конкурировать и быть заказчиком авиационной техники».
Среди предназначенных к разделению крупных авиакомпаний уже названы авиапредприятия Красноярска и Хабаровска. Похоже, процесс будет непростой. В частности, в Красноярске правительству, очевидно, придется воспользоваться одним из указаний премьера Михаила Фрадкова, который потребовал при необходимости менять директоров авиапредприятий на более профессиональные кадры.
Проблема в том, что краевой компанией «Красноярские авиалинии» сегодня руководят два брата – Борис и Александр Абрамовичи, первый из которых является гендиректором, а второй его замом. И в Красноярске уже вовсю муссируются слухи о том, что после разделения Борис останется в авиакомпании, а Александр возглавит обретший самостоятельность аэропорт.
В госструктурах, какими являются авиакомпания и аэропорт, семейственность, как известно, не приветствуется. А в данном случае родственные связи вообще могут похоронить все планы правительства: вряд ли один из братьев станет выступать против другого, защищая интересы, скажем, аэропорта. А значит, в перспективе монопольная позиция «Красноярских авиалиний», в которой сегодня часто упрекают компанию, не изменится.
Хотя компетентные органы заинтересовал не только монополизм авиакомпании. Так, краевая прокуратура сейчас разбирается с фактом продажи авиакомпанией еще в 2003 году топливозаправочного комплекса (ТЗК) аэропорта «Красноярск». После заключения сделки ее законность проверяла комиссия, в составе которой работали и специалисты ФСБ. Но тогда, как сообщают «Ведомости» (18.08.05), к руководству компании претензии так и не предъявили. Теперь, похоже, в результате разбирательств специалисты пришли к выводу, что авиакомпания попала в зависимость от поставщиков ГСМ и ее прямые убытки, как сообщил газете «Ведомости» сотрудник Красноярского управления ФАС, «составляют примерно 50 млн. руб. в месяц».
Продажей ТЗК раздача активов аэропорта не закончилась. Недавно авиакомпания передала в аренду одному из местных предприятий грузовой терминал, отказавшись от приносимой им прибыли. Что, как пишут «Ведомости», «также не понравилось ФАС»: может случиться так что когда правительство возьмется за отделение аэропорта, от него уже ничего не останется.
Происходит это при прямом попустительстве краевых чиновников. Как пишет «Парламентская газета» (21.09.05), некоторыми из них заинтересовались в ФАС, где «намерены проверить отношения менеджмента компании с чиновниками краевой администрации». В задачи антимонопольщиков, конечно, не входит ловить взяточников, но существование коррупции в отношении авиакомпании и краевых властей вполне может быть ими доказано.
Очевидно, не зря в правительстве полагают, что государство, сохранив контроль над авиационным бизнесом, должно отстранить чиновников от непосредственного управления им. Общепризнанно, что это неэффективно, да и коррупция в государственном секторе выше.