В конце сентября состоялась инаугурация нового губернатора Калининградской области: с этого дня к власти в анклаве официально пришел вице-спикер Госдумы от «Единой России» Георгий Боос. На посту главы самого западного региона России он сменил адмирала Владимира Егорова, деятельность которого Москву не устроила.
Наиболее сложная ситуация сложилась на судостроительном заводе «Янтарь». Происходящее там до боли напоминает события начала 90-х, когда принадлежащая государству собственность делилась «по понятиям». Видимо, до Калининграда – самой западной точки России – эти бизнес-схемы дошли с большим опозданием.
«Янтарь» – предприятие стратегическое, на нем строятся боевые корабли для ВМФ России. Контрольный пакет завода принадлежит государству. В конце 90-х, когда вся промышленность переживала не лучшие времена, «Янтарь», как писали СМИ, влез в долги, заняв около 20 млн. долл. у государственного Внешторгбанка.
В 2004 году Внешторг решил реструктуризировать свой кредитный портфель, уступив его Межрегиональному инвестиционному банку (МИБ). Как представляется, к долгу завода МИБ мог проявить интерес не случайно: известно, что первый зампред банка Михаил Хейфиц возглавляет Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения, в состав которого входит «Янтарь».
Уступка долга, как следует из соответствующих документов, сопровождалась жестким требованием – дать «Янтарю» 5 лет на выплату задолженности. Об этом говорилось и на совещании в Министерстве промышленности и энергетики. Кредиторская задолженность успешно перешла московскому банку, а мировое соглашение не подписано и по сей день. Эксперты предполагают, что оно вряд ли будет подписано, так как «мировая» банку, похоже, просто не нужна.
Зачем давать «Янтарю» 5 лет на оздоровление, когда завод фактически в твоих руках? Достаточно завершить уже начатую процедуру банкротства, и МИБ – как основной кредитор – получит все активы предприятия. На их базе ничто не мешает создать новое акционерное общество «Янтарь-2».
Надо отдать должное Федеральному агентству по промышленности и Министерству обороны, которые просчитали этот ход и пытаются исправить ситуацию. Но, похоже, поздно – банк уже диктует свои условия. Чего только стоит предложение, озвученное на встрече у губернатора Егорова (о чем глава Минпромэнерго Виктор Христенко писал председателю правительства Михаилу Фрадкову). В обмен на подписание мирового соглашения кредитор потребовал от государства 25% акций завода. Предложил, можно сказать, добровольно, по-хорошему отказаться от контрольного пакета.
Скромно. Но, как говорится, кто сильный, тот и прав. Получается, что в случае банкротства предприятия коммерсантам достанутся не только цеха и административные здания, но и военные корабли, строительство которых ведется и финансируется в рамках гособоронзаказа. По некоторым данным, военные уже начали разработку программы переноса заказов на другие предприятия, однако маловероятно, что им удастся вывести с территории завода корпуса недостроенных судов.
Все это мы уже проходили, когда наши войска уходили из республик бывшего СССР, когда оставляли Чечне полные склады боеприпасов и новую технику. Тем обиднее вновь наступить на те же грабли, причем в ситуации, где отсутствует политика, а есть лишь интересы отдельных корпоративных структур.