На ликвидацию последствий аварийного разлива мазута в акваторию Амурского залива, произошедшего недавно со склада Тихоокеанского флота (ТОФ) во Владивостоке, потребуется еще как минимум две недели. Об этом заявил вчера начальник экологической безопасности Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Алевтин Юнак. Впрочем, по его словам, ликвидационные работы будут продолжаться столько, сколько понадобится.
По последним данным, утечка топлива составила приблизительно 48 тонн. На складе проводились плановые работы по сливу подтоварной воды из накопительной емкости в резервуар, по окончании которых руководитель неплотно закрыл задвижку на переливной трубе. В результате всю ночь резервуар продолжал заполняться мазутной водой, а в 2.50 утра жидкость начала вытекать наружу. Примерно через час утечку обнаружили и остановили, но из-за близости резервуара к руслу Первой Речки сброс нефтепродуктов в акваторию Амурского залива уже произошел.
Массового сброса нефтепродуктов удалось избежать из-за оперативно доставленных бонных заграждений, но нефть все же успела распространиться по акваториям водной станции ТОФ, бухты Федорова и Спортивной гавани Владивостока. Морской заповедник Петра Великого, близлежащие острова и самый туристический район края – Хасанский – от катастрофы спас только ветер, который дул в другую сторону, прибивая километровые мазутные пятна к берегу. Благоволение природы к халатности военных на заседании городской Думы подтвердил отчасти и заместитель главы администрации Владивостока Юрий Корень.
По его словам, несмотря на раннее обнаружение утечки, оперативный штаб по ликвидации последствий экологической катастрофы был создан только в 8 часов утра. Еще около двух часов ушло на оценку ситуации. Правда, если бы штаб был организован еще ночью, то это вряд ли количественно увеличило комплекс мер по ликвидации последствий аварий на тот момент. Проблема, как выяснилось, в том, что Приморский край очень слабо подготовлен к локализации подобного рода техногенных катастроф. Заградительные боны, емкости по сбору нефтепродуктов с водной поверхности и специальные суда искали по всему краю. Благо, что речь шла только о 48 тоннах нефти. Впрочем, режим ЧС вводится в случае розлива 1 тонны нефти в море и 6 тонн на берегу. Это к вопросу о масштабе произошедшей аварии.
«Эти проблемы носят системный характер, – считает Алевтин Юнак. – Сегодня ни во Владивостоке, ни в Приморье, ни у ТОФ нет необходимых средств для борьбы с подобными явлениями».
Признание военных и доклад первого заместителя мэра Владивостока Юрия Корня могут стать серьезным аргументом в борьбе экологов против строительства конечного пункта нефтепровода Тайшет – Тихий океан в районе бухты Перевозной под Находкой. Как утверждают экологи, бухта крайне ненадежна в плане природных условий для транспортировки нефти, и любая авария с одним из танкеров может привести к экологической катастрофе на всем побережье Приморья. Если власти и военные с трудом справились с 48 тоннами мазута, то ликвидация аварии танкера, который перевозит тысячи тонн, сегодня для них выглядит и вовсе не посильной задачей.
Владивосток