С космодрома Байконур в Казахстане 1 октября успешно стартовал российский корабль «Союз ТМА-7» с экипажем основной экспедиции на Международную космическую станцию и третьим по счету в мировой истории космическим туристом. В составе экипажа – россиянин Валерий Токарев и астронавт NASA Уильям Макартур. Вместе с ними в космос на десять дней и отправляется туристом американец Грегори Олсен. Он вернется на Землю 11 октября с экипажем предыдущей экспедиции – Сергеем Крикалевым и Джоном Филлипсом.
Впрочем, сам турист – 60-летний бизнесмен из штата Нью-Джерси Грегори Олсен, заплативший 20 млн. долл. за свою «поездку» на МКС, не считает свое участие в полете туризмом. Физик и математик по образованию, основатель компании по производству инфракрасной техники, Олсен заявил, что его лучше называть «участником космического полета».
Как бы там ни было, но вокруг миссии Олсена завязывается интрига отнюдь не научно-техническая, а сугубо политическая. Дело в том, что формально Олсен купил билет только в один конец – на МКС. Российское космическое агентство не обязано, строго говоря, возвращать его на Землю. После крушения космического челнока «Колумбия» в 2003 году Роскосмос перевозил американских астронавтов на МКС бесплатно, однако теперь предупреждает, что за полеты придется платить. Национальное агентство США по аэронавтике и космическим исследованиям (NASA), в свою очередь, немедленно заявило, что требование российской стороны может привести к выходу американцев из программы совместных запусков. Как пояснил управляющий NASA Майкл Гриффин, принятый пять лет назад закон запрещает платить российской стороне за организацию запусков в космос – своеобразное наказание за участие России в развитии иранской ядерной энергетики.
Кстати, сам Гриффин буквально на днях мокрого места не оставил – слава богу, только в идеологическом пока смысле! – от МКС, назвав ее ошибкой NASA. Расходы на МКС, когда ее строительство будет завершено, составят 100 млрд. долл. «Если бы решение принимал я, – заявил Гриффин, – мы бы никогда не построили на орбите ту космическую станцию, которую строим сейчас».
В связи с этой «американо-российской трагедией» в последнее время все активнее обсуждается возможность использования китайских пилотируемых кораблей «Шенчьжоу» в качестве средства доставки людей и грузов на МКС и обратно, на Землю. «Как успехи программы «Шеньчжоу» могут повлиять на сотрудничество Китая с другими странами в области пилотируемых полетов, в частности, в рамках программы МКС?» – с таким вопросом мы обратились к Юрию Карашу, эксперту по космической политике, члену-корреспонденту Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Юрий Караш сказал: «Тут нужно учитывать один важный фактор. Несмотря на то что «Шеньчжоу» по целому ряду показателей лучше «Союза», ему еще предстоит доказать, что он по уровню своей надежности хотя бы приближается к российскому кораблю. Для этого китайским «Священным лодкам» нужно будет сделать по меньшей мере 15–20 беспроблемных полетов в космос (примерно столько сделали «Союзы» к тому моменту, как «Союз-19» состыковался с «Аполлоном» в июле 1975 года). Только тогда «Шеньчжоу» сможет рассматриваться в качестве альтернативного «Союзу» средства доставки экипажей на орбитальный комплекс и их спасения оттуда в случае чрезвычайной ситуации».
Такой же позиции придерживается и научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Ситуация с дальнейшим функционированием МКС зависает примерно через десять лет. А за десять лет стабильную систему полетов на МКС китайцы не успеют сделать. Они могут сделать демонстрационный полет на МКС – это возможно. Как в свое время мы стыковали «Союз» с «Аполлоном» в 1975 году. Примерно такой же проект могут сделать и китайцы, это было бы весьма интересно».
Так что Олсена все-таки придется возвращать на Землю нам. Пожелаем ему счастливого приземления 11 октября.