Более половины из семидесяти российских туристов, ставших заложниками финансовых проблем туроператора, вчера должны были вылететь из Турции в Россию. Об этом корреспонденту «НГ» сообщил пресс-атташе российского федерального агентства по туризму Сергей Синицын. «Сегодня в два часа дня сорок из семидесяти россиян вылетели домой, – сказал Синицын в понедельник. – Когда вылетают остальные, пока сказать не могу – сейчас все они проживают как минимум в трех гостиницах».
По словам пресс-атташе, россияне, отдыхавшие на курорте Анталья, не могли вернуться домой из-за проблем московской туристической фирмы «Азтур». Российское консульство в Анталье прилагает все необходимые усилия для скорейшего урегулирования возникшей проблемы и с этой целью в ближайшее время планирует провести ряд встреч, в том числе в администрации провинции.
Как заявил агентству РИА «Новости» вице-консул российского диппредставительства Сергей Корицкий, об инциденте с российскими туристами на турецких курортах стало известно в субботу вечером. «Нам позвонили туристы из отеля Grand Prestij и сообщили, что администрация гостиницы предложила им покинуть его, так как их проживание не оплачено туроператором», – сказал дипломат. У большинства из туристов возникли и проблемы с вылетом: более чем у половины из них не проставлена дата вылета, у большинства обратные билеты также оказались не оплачены туроператором. Как сообщают РИА «Новости», офис компании «Азтур» в Анталье закрыт. Связаться с турфирмой в Москве корреспонденту «НГ» не удалось – два телефона фирмы весь день отвечали короткими гудками. На интернет-сайте компании никакой информации о происшествии не оказалось.
По словам Сергея Корицкого, генконсульство делает все необходимое, чтобы урегулировать ситуацию: «Мы исходим из того, что российские граждане не должны страдать из-за финансовых проблем, возникших между туроператором и отелем. В сотрудничестве с местными властями, Ассоциацией турагентств Турции и Ассоциацией владельцев и директоров гостиниц Средиземноморья мы принимаем необходимые меры по защите прав и интересов российских туристов».
Пресс-атташе Федерального агентства по туризму подчеркнул, что никаких дополнительных денег за билеты и проживание пострадавшие туристы платить не будут. «Все расходы возьмут на себя российская компания «Диптур», через которую «Азтур» брал билеты, и принимающая сторона – турецкая фирма «Lisa», – сказал «НГ» Сергей Синицын.
Однако он выразил опасение, что инцидент может обернуться «снежным комом». «Если компания действительно разорена (в некоторых сообщениях говорилось о банкротстве. – «НГ»), а люди, допустим, приехали отдыхать в конце минувшей недели, то проблема может длиться как минимум до следующей пятницы. Ситуация эта лишний раз говорит о том, что пора вводить финансовые гарантии туристической деятельности. При получении лицензии компания должна предоставить банковскую гарантию, что в случае банкротства или других непредвиденных обстоятельств материальный и моральный ущерб отдыхающих будет компенсирован. Сейчас такой обязательной гарантии нет».
Похожий инцидент произошел в конце августа на турецком курорте Мармарис. Тогда администрация отеля Panorama Park удерживала 118 российских детей, так как не получила деньги за их проживание. Благодаря вмешательству российской стороны ситуация была благополучно разрешена. При возникновении подобных инцидентов, являющихся довольно типичными для курортов Турции, местные власти, как правило, идут навстречу российской стороне. «В этом году таких случаев не так много, раньше они происходили чаще, – отметил Сергей Синицын. – Компания в таких случаях естественно наказывается – мы отбираем у фирмы лицензию. Могу заверить, что у «Азтура» лицензии теперь точно нет».