Появление Генриха Падвы в суде сразу же сказалось на ходе процесса.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вступление адвокатов Генриха Падвы и Юрия Шмидта в процесс рассмотрения кассационной жалобы на приговор по делу ЮКОСа сразу перевело его из разряда вялотекущих в громкие. Вчерашний день в Московском городском суде, где проходит рассмотрение, ознаменовался крупной баталией между защитой Михаила Ходорковского и собственно судом.
Дело дошло до ходатайства об отводе коллегии судей, однако оно не было удовлетворено. И хотя сторона защиты и не достигла пока успеха, явная смена ее тактики показала, что адвокаты намерены превратить кассацию из рутинного мероприятия в не менее зрелищное событие, чем рассмотрение дела в Мещанском суде.
═
Совещание без свидетелей
═
Приступить к рассмотрению кассационной жалобы Михаила Ходорковского на приговор Мещанского суда удалось только во второй половине дня. Все время до этого заняло рассмотрение ходатайств, заявленных Генрихом Падвой и Юрием Шмидтом. Адвокат Падва в первую очередь попросил предоставить ему время на то, чтобы обсудить с подзащитным некоторые вопросы, непосредственно связанные с жалобой.
Затем такое же ходатайство подал Юрий Шмидт. Он заявил, что, хотя ему в общих чертах и знакомо дело, но потребуется гораздо больше времени, чем Генриху Падве, чтобы пообщаться с подзащитным. В этой связи Шмидт попросил суд перенести заседание на сутки. Это время адвокат намеревался использовать с тем, чтобы встретиться с Ходорковским в «Матросской Тишине». Однако председательствующий отказал в удовлетворении этого ходатайства, предложив защитнику на выбор зал суда или конвойную комнату. На это Юрий Шмидт заявил: «Как я могу выбирать между тем, что мне неудобно, и тем, что мне неудобно? Меня интересует только следственный изолятор». В ответ судья Вячеслав Тарасов сказал, что в таком случае он просит провести консультации в зале, из которого тут же удалили немногочисленных зрителей (в том числе родителей Михаила Ходорковского) и всех журналистов, а также других адвокатов, не подписавших договор на защиту.
═
Суд не дал себя отвести
═
После почти часовой беседы адвокатов с подзащитным процесс возобновился. И тут же Юрий Шмидт выступил с новым заявлением – о нарушениях, допущенных при назначении срока рассмотрения кассационной жалобы. Он заявил: «Судья Курдюков, не имевший непосредственного отношения к рассмотрению дела, по всем нормам закона не имел права назначать время и место рассмотрения дела в кассационной инстанции. Я считаю это грубейшим нарушением уголовно-процессуального законодательства, когда представитель районного суда берет на себя функции вышестоящей инстанции». В этой связи Юрий Шмидт просил снять дело с рассмотрения и назначить новую дату слушаний, на этот раз – со всем соблюдением требований закона.
На вопрос судьи, все ли согласны с этим ходатайством, Михаил Ходорковский заявил, что поддерживает своего адвоката и сам в этом заинтересован. По его словам, на изучение всех материалов по делу ему необходимо еще как минимум два месяца. «Две недели мне хватило на четверть работы. Чтобы закончить ее, необходимо еще около восьми недель», – заявил экс-глава ЮКОСа. «Мне, в общем, понятна политическая составляющая этого дела, и понятно стремление суда как можно скорее вынести решение», – успел сказать Ходорковский, как председательствующий оборвал его с требованием изъясняться по существу дела. Юрий Шмидт попросил судью не прерывать выступления его подзащитного, однако Вячеслав Тарасов в категоричной форме пресек и возражение адвоката.
По окончании перерыва, объявленного после этой перепалки, накал страстей только возрос. В первые же минуты судья заявил, что Юрию Шмидту и Михаилу Ходорковскому отказано в удовлетворении их ходатайств: слушания не будут прекращены, и новую дату их начала никто назначать не станет. И тут же попросил слово Юрий Шмидт, который заявил: «Я, к сожалению, вынужден констатировать, что сложившаяся ситуация говорит о том, что рассмотрение этого дела в этом составе суда нельзя назвать беспристрастным. На основании этого я заявляю отвод данному составу коллегии». Это заявление поддержали Генрих Падва и Михаил Ходорковский, и суд удалился на совещание. Через четверть часа было оглашено решение: в отводе состава коллегии отказать и продолжить рассмотрение дела по существу.
═
До срока давности дело не дошло
═
Михаил Ходорковский и его защита выслушали это решение без комментариев. Вслед за этим один из судей зачитал кассационную жалобу, после чего слово взял Генрих Падва. Судя по толщине папки в его руках, в которой лежат листки с докладом, чтение его займет немало времени. Об этом сказал сам адвокат в первых же словах: «Мое выступление в Мещанском суде заняло три дня. Здесь я свободен от повторения многих моментов, поэтому надеюсь, что времени уйдет меньше».
Однако эти слова вряд успокоили представителя гособвинения Дмитрия Шохина. Еще до перерыва он заявил: «Для всех здесь присутствующих совершенно очевидно, что все стороны имели равное и достаточное время для ознакомления с материалами дела. Также для всех очевидна позиция защиты, направленная на затягивание и срыв процесса». Примечательно, что еще в начале заседания Юрий Шмидт предвосхитил это заявление, сказав: «По собственному опыту зная позицию обвинения, спешу заверить суд и уважаемого гособвинителя, что защита ни в коей мере не ставит своей целью затянуть процесс, а лишь вернуть его в рамки закона».
Примечательно, что вчера защита Михаила Ходорковского не использовала один из главных своих козырей – истечение срока давности по одному из ключевых эпизодов дела, связанному с хищением пакета акций НИИУИФ. Зато в переплет попали адвокаты экс-главы ЮКОСа Антон Дрель и Денис Дятлев. Как заявил в перерыве заседания сам Дрель, их могут лишить статуса адвоката: «В главное управление Федеральной регистрационной службы пришло представление о лишении статуса адвоката меня и защитника Дятлева». По его словам, об этом представлении защитники узнали из телефонограммы, поступившей из ФРС. Вчера утром оба адвоката должны были явиться для дачи пояснений, но, как объяснил Антон Дрель, не смогли этого сделать в связи с процессом в Мосгорсуде.