Из-за нехватки опыта пилоты флотских Су-33 на землю садятся увереннее, чем на палубу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По факту катастрофы истребителя Су-33, который 5 августа во время учений упал за борт авианосного крейсера «Адмирал Кузнецов», возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). К счастью, обошлось без жертв: в последний момент летчик подполковник Юрий Корнеев катапультировался. Его подобрал вертолет, а истребитель затонул на глубине 1100 м. Всплыли только «черные ящики», самостоятельно «эвакуирующиеся» в таких случаях.
Принято решение уничтожить утонувший самолет, забросав его глубинными бомбами. На борту Су-33 слишком много секретной аппаратуры, чтобы оставлять ее в неприкосновенности: особую ценность представляет система распознавания «свой-чужой». После того как упавший истребитель подвергнется бомбардировке, его, как говорят в главном штабе ВМФ, обследует глубоководный аппарат «Тайгер»: ему предстоит убедиться, насколько надежно уничтожена секретная аппаратура.
У экспертов авария Су-33 вызывает недоумение. Поперек палубы авианосца натягиваются четыре троса. В случае, если самолет проскакивает первый трос, он цепляется за следующий. Если же и он оборвался (а такое случается), истребитель может зацепиться за следующий трос. А в самом конце палубы находится специальный барьер с красивым именем «Надежда»: он должен уберечь самолет от падения за борт, если ни один трос его не задержал.
Самолет должен садиться на палубу с перегрузкой не свыше 4,2 g. Если она окажется выше, трос может не выдержать. Похожая ситуация была на «Кузнецове» в конце октября прошлого года. Тогда штурмовик Су-25УТГ совершил «жесткую посадку» на палубу при перегрузке около 6 g. У самолета подломилась стойка шасси, и его проволокло 90 м по палубе. Он едва не врезался в корабельную надстройку, а удержал его как раз трос аэрофинишера.
Как обычно, военно-морское ведомство избегает сообщать подробности, но из того, что стало известно, картина складывается такая. Летчик «промазал» и посадил самолет при перегрузке выше нормы в самый конец палубы – в район последнего троса и барьера-ловушки. Только в этом случае он мог порвать трос и свалиться за борт – или приходится предположить, что барьер не работал, а вместо четырех тросов был натянут лишь один. Но в это верится с трудом.
У нормальных авианосцев – таких, как во флоте США, палуба длинней и гораздо просторней. И благодаря гигантской массе их гораздо меньше болтает на волнах. Но и у американцев самолеты постоянно разбиваются и падают за борт. Что уж говорить про «Адмирала Кузнецова», если первые летчики, сумевшие освоить взлет и посадку на его палубу, были удостоены звания Героев СССР.
Адмирал Эдуард Балтин на просьбу «НГ» прокомментировать ситуацию, ответил: «Непонятно, зачем вообще «Адмирал Кузнецов» ходит в Атлантику. Ни оперативных задач, ни задач боевой учебы он там не решает. Причем этот поход обходится безумно дорого. Корабль сжирает столько мазута, что хватило бы на отопление всех гарнизонов Северного флота. С оперативно-стратегической точки зрения один авианосный крейсер тоже ничего не значит. Тем более что на нем не более 6–7 летчиков, способных летать. Если это какая-то демонстрация, то должна быть группа боевых кораблей, а не два-три плюс танкер сопровождения».
На учениях в Атлантике должна была отрабатываться система взаимосвязи и координации действий надводных кораблей с атомными подводными лодками, ракетные и артиллерийские стрельбы. Авиаторы должны были совершить плановые полеты, главным образом отрабатывать взлет и посадку на палубу авианосца. При этом, как накануне учений сообщили в штабе Северного флота, «летная составляющая будет в первую очередь нацелена на обкатку пяти молодых авиаторов, которые ранее прошли обкатку на тренажере НИТКА в Крыму».
Палубные летчики в течение долгой северной зимы летать не могут и постепенно теряют навыки. Поэтому летом они отправляются на два месяца в Крым, где имеется НИТКА – наземный имитационный тренажер корабельной авиации. На нем опытные летчики восстанавливают навыки, а молодые осваивают азы. В августе–октябре авиаторы участвуют в учениях на борту единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». При таком режиме довольно сложно приобрести и сохранить навыки взлета-посадки – а это самая сложная и опасная фаза полетов.
Давно идут разговоры о создании российской НИТКА, но дело с места не двигается. В этом вопросе остается зависимость от Украины. Периодически случается, что наших летчиков в Крым не пускают. При этом аренда тренажера обходится в более 6 тыс. долларов в смену. На потраченные таким способом деньги давно уже можно было построить свою НИТКА в Краснодарском крае. Это необходимо еще и в связи с продажей Индии авианосца «Адмирал Горшков». Ведь по контракту индийские летчики должны получить подготовку в России.
═
ЧП на американских авианосцах, связанные с падением самолетов в море
═
В 2002 году самолет S-3B, совершавший посадку на авианосец «Теодор Рузвельт», упал с палубы в результате подлома стойки шасси.
В том же году садившийся на палубу авианосца «Карл Вильсон» сверхзвуковой истребитель F/A-18 из-за неисправности тормозной системы рухнул в море.
Год спустя такой же самолет упал за борт авианосца «Джордж Вашингтон» из-за обрыва тормозного троса.
В 2003 году с палубы авианосца «Джон Стеннис» рухнул в океан самолет EA-6B. Причиной катастрофы, по заключению экспертов, стала неисправность тормозной системы.
Последний инцидент произошел уже в 2005 году: совершавший посадку на авианосец «Китти Хок» истребитель F/A-18F съехал с палубы из-за обрыва тормозного троса.