0
1676
Газета События Интернет-версия

07.09.2005 00:00:00

НИТКА лопнула

Тэги: су33, авария, следствие


су-33, авария, следствие Из-за нехватки опыта пилоты флотских Су-33 на землю садятся увереннее, чем на палубу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

По факту катастрофы истребителя Су-33, который 5 августа во время учений упал за борт авианосного крейсера «Адмирал Кузнецов», возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). К счастью, обошлось без жертв: в последний момент летчик подполковник Юрий Корнеев катапультировался. Его подобрал вертолет, а истребитель затонул на глубине 1100 м. Всплыли только «черные ящики», самостоятельно «эвакуирующиеся» в таких случаях.

Принято решение уничтожить утонувший самолет, забросав его глубинными бомбами. На борту Су-33 слишком много секретной аппаратуры, чтобы оставлять ее в неприкосновенности: особую ценность представляет система распознавания «свой-чужой». После того как упавший истребитель подвергнется бомбардировке, его, как говорят в главном штабе ВМФ, обследует глубоководный аппарат «Тайгер»: ему предстоит убедиться, насколько надежно уничтожена секретная аппаратура.

У экспертов авария Су-33 вызывает недоумение. Поперек палубы авианосца натягиваются четыре троса. В случае, если самолет проскакивает первый трос, он цепляется за следующий. Если же и он оборвался (а такое случается), истребитель может зацепиться за следующий трос. А в самом конце палубы находится специальный барьер с красивым именем «Надежда»: он должен уберечь самолет от падения за борт, если ни один трос его не задержал.

Самолет должен садиться на палубу с перегрузкой не свыше 4,2 g. Если она окажется выше, трос может не выдержать. Похожая ситуация была на «Кузнецове» в конце октября прошлого года. Тогда штурмовик Су-25УТГ совершил «жесткую посадку» на палубу при перегрузке около 6 g. У самолета подломилась стойка шасси, и его проволокло 90 м по палубе. Он едва не врезался в корабельную надстройку, а удержал его как раз трос аэрофинишера.

Как обычно, военно-морское ведомство избегает сообщать подробности, но из того, что стало известно, картина складывается такая. Летчик «промазал» и посадил самолет при перегрузке выше нормы в самый конец палубы – в район последнего троса и барьера-ловушки. Только в этом случае он мог порвать трос и свалиться за борт – или приходится предположить, что барьер не работал, а вместо четырех тросов был натянут лишь один. Но в это верится с трудом.

У нормальных авианосцев – таких, как во флоте США, палуба длинней и гораздо просторней. И благодаря гигантской массе их гораздо меньше болтает на волнах. Но и у американцев самолеты постоянно разбиваются и падают за борт. Что уж говорить про «Адмирала Кузнецова», если первые летчики, сумевшие освоить взлет и посадку на его палубу, были удостоены звания Героев СССР.

Адмирал Эдуард Балтин на просьбу «НГ» прокомментировать ситуацию, ответил: «Непонятно, зачем вообще «Адмирал Кузнецов» ходит в Атлантику. Ни оперативных задач, ни задач боевой учебы он там не решает. Причем этот поход обходится безумно дорого. Корабль сжирает столько мазута, что хватило бы на отопление всех гарнизонов Северного флота. С оперативно-стратегической точки зрения один авианосный крейсер тоже ничего не значит. Тем более что на нем не более 6–7 летчиков, способных летать. Если это какая-то демонстрация, то должна быть группа боевых кораблей, а не два-три плюс танкер сопровождения».

На учениях в Атлантике должна была отрабатываться система взаимосвязи и координации действий надводных кораблей с атомными подводными лодками, ракетные и артиллерийские стрельбы. Авиаторы должны были совершить плановые полеты, главным образом отрабатывать взлет и посадку на палубу авианосца. При этом, как накануне учений сообщили в штабе Северного флота, «летная составляющая будет в первую очередь нацелена на обкатку пяти молодых авиаторов, которые ранее прошли обкатку на тренажере НИТКА в Крыму».

Палубные летчики в течение долгой северной зимы летать не могут и постепенно теряют навыки. Поэтому летом они отправляются на два месяца в Крым, где имеется НИТКА – наземный имитационный тренажер корабельной авиации. На нем опытные летчики восстанавливают навыки, а молодые осваивают азы. В августе–октябре авиаторы участвуют в учениях на борту единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». При таком режиме довольно сложно приобрести и сохранить навыки взлета-посадки – а это самая сложная и опасная фаза полетов.

Давно идут разговоры о создании российской НИТКА, но дело с места не двигается. В этом вопросе остается зависимость от Украины. Периодически случается, что наших летчиков в Крым не пускают. При этом аренда тренажера обходится в более 6 тыс. долларов в смену. На потраченные таким способом деньги давно уже можно было построить свою НИТКА в Краснодарском крае. Это необходимо еще и в связи с продажей Индии авианосца «Адмирал Горшков». Ведь по контракту индийские летчики должны получить подготовку в России.

ЧП на американских авианосцах, связанные с падением самолетов в море

В 2002 году самолет S-3B, совершавший посадку на авианосец «Теодор Рузвельт», упал с палубы в результате подлома стойки шасси.

В том же году садившийся на палубу авианосца «Карл Вильсон» сверхзвуковой истребитель F/A-18 из-за неисправности тормозной системы рухнул в море.

Год спустя такой же самолет упал за борт авианосца «Джордж Вашингтон» из-за обрыва тормозного троса.

В 2003 году с палубы авианосца «Джон Стеннис» рухнул в океан самолет EA-6B. Причиной катастрофы, по заключению экспертов, стала неисправность тормозной системы.

Последний инцидент произошел уже в 2005 году: совершавший посадку на авианосец «Китти Хок» истребитель F/A-18F съехал с палубы из-за обрыва тормозного троса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1938
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3963
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3003
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2456

Другие новости