Несколько десятков москвичей пришли вчера к станции метро «Рижская», чтобы почтить память друзей и близких, погибших здесь ровно год назад в результате взрыва, осуществленного террористкой-смертницей. Вчера же Генеральная прокуратура РФ, ведущая расследование дела о теракте, впервые назвала имена его организаторов – Мурата Шаваева, Тамбия Хубиева и Максима Панарьина. Все они были задержаны еще весной этого года, а сейчас, как сообщил Интерфаксу официальный представитель Генпрокуратуры РФ, «им предъявлены обвинения в терроризме, убийстве, бандитизме, незаконном изготовлении взрывных устройств, незаконном ношении и хранении оружия, боеприпасов и взрывных устройств». По данным следствия, эти трое причастны также к взрывам в вагоне поезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в Москве и на остановках общественного транспорта в Воронеже.
Взрыв у «Рижской» прогремел около 20.15 31 августа 2004 года – спустя шесть дней после терактов в пассажирских самолетах Ту-154 и Ту-134. По версии следствия, смертница пыталась проникнуть в метро, но, увидев дежурных милиционеров, повернула обратно и привела взрывное устройство в действие в толпе людей у входа в вестибюль станции. Погибли 10 человек, включая двух террористов, более 50 были ранены.
Личность террористки установить так и не удалось. Первоначально правоохранительные органы заявили, что бомбу возле метро взорвала Роза Нагаева – сестра Аманат Нагаевой, совершившей теракт на борту одного из самолетов. Однако позже прокуратура опровергла эту информацию. А в апреле этого года замгенпрокурора Николай Шепель заявил, что Роза Нагаева была одной из смертниц, убитых в школе Беслана.
Возможно, теракт на «Рижской» так и остался бы нераскрытым. Но следователям удалось выяснить, что вместе со смертницей случайно погиб ее сообщник – Николай Кипкеев, один из лидеров карачаевского джамаата «Мусульманское общество № 3», возглавляемого Ачимезом Гочияевым (его разыскивают за совершение терактов в жилых домах в Москве и Волгодонске осенью 1999 года). По мобильному телефону Кипкеева следователи нашли его сообщников. Первым был ведущий специалист Департамента судебных приставов Минюста 29-летний Мурат Шаваев. Следствие выяснило, что он был связным между исполнителями взрывов и заказчиком – Ачимезом Гочияевым.
В мае 2005 года в Воронеже был арестован другой сообщник Кипкеева – бывший военнослужащий Максим Панарьин. По данным следствия, Панарьин, принявший ислам, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1999–2002 годах. В конце 2003 года по фальшивым документам он прибыл в Воронеж, где вместе с другим членом «карачаевского джамаата» осуществил три взрыва на остановках общественного транспорта – 19 февраля, 19 июля и 26 июля 2004 года. После ареста Панарьин признался, что после июльских взрывов в Воронеже переехал в Москву, где участвовал в организации теракта на станции «Рижская».
Еще один сообщник – Тамбий Хубиев, также принимавший участие в теракте на «Рижской», был задержан в Москве весной 2005 года. По данным следствия, его роль в подготовке взрыва не была основной.