Удар о землю был настолько силен, что лайнер разломился, а пассажиров разбросало по джунглям.
Фото Reuters
Вчера утром возобновились поисковые работы на месте катастрофы перуанского «Боинга-737-200», жертвами которой стали по меньшей мере 48 человек. Эта трагедия стала третьей за последние 10 дней: 16 августа в Венесуэле разбился колумбийский MD-80 (погибли 160 человек), а 14 августа под Афинами – кипрский «Боинг-737» (жертвами стал 121 человек).
Основной версией причин падения Boeing-737 перуанской авиакомпании TANS, летевшего из столицы Перу – Лимы в город Пукальпа (785 км к северо-востоку от Лимы), пока остается плохая погода. Официальный представитель компании TANS Хорхе Белеван сообщил, что лайнер совершал вынужденную посадку в условиях сильного урагана, вызвавшего так называемый «перекрестный ветер» – весьма редкое погодное явление.
Самолет не долетел до пункта назначения – аэропорта города Пукальпа – всего 3 км. Как говорят представители авиакомпании, когда стало ясно, что погода не позволит сесть в аэропорту, пилоты приняли решение совершить экстренную посадку на шоссе в джунглях. И теперь экспертам предстоит выяснить, почему лайнер, уже приземляясь на дорожное полотно, внезапно раскололся на две части и загорелся.
Всего на борту «Боинга», по сообщениям перуанских властей, находились 100 человек: 93 пассажира и 7 членов экипажа. Насколько удалось установить специалистам, 3 пилота лайнера и 4 стюардессы погибли в первые же секунды. Практически одновременно с ними погибли и еще 36 человек: всего из-под обломков самолета спасатели, военные и полиция извлекли 41 тело. Еще 52 пассажира остались живы: как сообщают информационные агентства, все они доставлены в региональный госпиталь Пукальпы. Неизвестной остается пока судьба семерых пассажиров, но участники поисковой операции уже не надеются найти их живыми: спасатели говорят, что место катастрофы буквально усеяно обезображенными телами погибших.
Как передает агентство ЭФЭ со ссылкой на представителя государственной авиакомпании TANS Хорхе Белевана, в числе пассажиров разбившегося лайнера были 16 иностранных туристов: 11 американцев, 2 итальянки, одна колумбийка, одна испанка и один австралиец. Как говорят спасатели и врачи, в живых остались шестеро приезжих из США и обе гражданки Италии. Что касается присутствия на борту упавшего «Боинга» россиян, то, по официальной информации посольства России в Перу, такой информацией они не располагают, а перуанские власти не сообщали о присутствии наших соотечественников среди пассажиров.
Как заявил корреспонденту «НГ» бывший сотрудник ЛИИ им. Громова Юрий Цовьянов, по обстоятельствам катастрофы можно сделать вывод о том, что при экстренной посадке лайнер слишком сильно ударился о дорожное полотно задними стойками шасси (расположены под крыльями), что и вызвало разлом самолета. «Скорее всего, при ударе отломилась хвостовая часть самолета, и этот разлом сыграл роль амортизатора, смягчив удар для сидевших в заднем салоне. А вот передняя часть приняла удар в полной мере, и этот же удар спровоцировал взрыв и пожар топливных баков, расположенных в крыльях», – заявил эксперт «НГ».
При этом, по его словам, непонятно, почему пилот принял решение сажать лайнер на шоссе в джунглях, находясь всего в 3 км от аэродрома: «В аэропортах садиться на порядок легче, чем на шоссе. В них, по всем международным требованиям, взлетно-посадочная полоса предусматривает экстренные случаи: посадку не вдоль ВПП, выкатывание самолета за ее пределы и так далее». Поэтому, как считает эксперт, «решение сажать лайнер на шоссе мне кажется необоснованным. А заявления о том, что причиной ЧП стали погодные условия, как мне кажется, не столько проясняет ситуацию, сколько скрывает истину».
«Судя по всему, земля имела связь с пилотами до последнего момента: иначе откуда было бы известно о решении произвести аварийную посадку, – утверждает Юрий Цовьянов. – И то, что на нее дали добро в 3 км от аэродрома, может говорить о наличии более существенной причины, чем плохая погода. Не исключено, что борт был заправлен топливом не полностью, а, как часто бывает за рубежом, из расчета только на этот полет, с небольшим аварийным запасом. В условиях урагана топливо вырабатывается быстрее, и посадка могла производиться с сухими баками. Или была обнаружена неисправность самолета, которая потребовала немедленного приземления в первом удобном месте». При этом, по словам эксперта, «сухие баки» как раз и представляли наибольшую опасность: «Чем больше выработано топлива, тем больше вероятность взрыва: ведь наиболее взрывоопасны именно топливные пары. А НЗ авиакеросина – хотя бы 500 килограммов – ничто с точки зрения завершения полета, при аварийной посадке они взрываются от малейшей искры. Тем более при таком жестком ударе, какой, судя по всему, был в Перу».
═
Катастрофы лайнеров «Боинг» в 2005 году
═
С начала года в мире произошло четыре авиапроисшествия с самолетами «Боинг» разных моделей, в результате погибли в общей сложности 433 человека. Самой же крупной по количеству жертв является катастрофа пассажирского лайнера «Боинг-747», произошедшая 12 августа 1985 года в Японии: ее жертвами стали 524 человека.
═
Катастрофы лайнеров «Боинг-737»
═
31 июля 1992 года в Китае потерпел катастрофу «Боинг-737» китайской авиакомпании. Из 141 человека, находившегося на борту, 106 погибли.
24 ноября 1992 года в Китае потерпел катастрофу «Боинг-737» китайской авиакомпании ГУГАГ. Погибли 140 человек.
29 февраля 1996 года в Перу потерпел катастрофу «Боинг-737» перуанской авиакомпании «Фаусетт». Погибли 123 человека.
19 апреля 2000 года на острове Самал (Филиппины) разбился «Боинг-737-200» авиакомпании «Эйр Филиппинз». Погиб 131 человек.
7 мая 2002 года в Тунисе разбился «Боинг-737» египетской авиакомпании «Иджипт Эйр». Из 63 человек, находившихся на борту самолета, погибли 30.
6 марта 2003 года в Алжире потерпел катастрофу «Боинг-737» компании «Эр Алжери». Погибли 103 человека.
8 июля 2003 года в Судане потерпел катастрофу «Боинг-737» суданской авиакомпании. Погибли 115 человек, единственный выживший – двухлетний ребенок.
3 января 2004 года «Боинг-737» египетской авиакомпании «Флэш-Эйр» потерпел катастрофу в небе над Красным морем в районе курорта Шарм-аш-Шейх. Погибли 148 человек.
3 февраля 2005 года в Афганистане потерпел катастрофу «Боинг-737» афганской авиакомпании «Кам-эйр». Погибли 104 человека, среди погибших 18 иностранцев, в том числе четверо членов экипажа из России.
14 августа 2005 года в Греции потерпел катастрофу «Боинг-737» кипрской авиакомпании «Гелиос Эйрлайнс». Погиб 121 человек.