В этом году в России вынесено 7 приговоров по делам, связанным с преступлениями на расовой или национальной почве. По мнению экспертов, их число будет увеличиваться, так как число экстремистских группировок стремительно растет.
Вчера городской суд Санкт-Петербурга возобновил слушания по делу об убийстве 9-летней таджикской девочки Хуршеды Султоновой. Из восьми обвиняемых лишь одному инкриминируется убийство, а остальным – «хулиганство». Четверо обвиняемых – несовершеннолетние, поэтому процесс будет проходить в закрытом для прессы режиме. Подросток, обвиняемый в убийстве, намерен ходатайствовать о том, чтобы его дело рассматривал суд присяжных. Заседание вчера было перенесено на 19 сентября в связи с неявкой в суд одного из подсудимых.
Убийство девятилетней Хуршеды произошло вечером 9 февраля 2004 года. Семья уроженцев Таджикистана возвращалась домой с катка, когда во дворе дома по переулку Бойцова на них напала группа молодых людей. Отец семейства, 35-летний Юнус Султонов был избит, его семилетний племянник Акибар, получив несколько ударов, смог доползти до припаркованной во дворе машины и спрятаться под нее. Девятилетней Хуршеде Султоновой было нанесено 11 ножевых ранений, она умерла до приезда машины «скорой помощи».
Дело об убийстве Хуршеды Султоновой городская прокуратура направила в суд в конце июня. В середине июля суд вернул дело в прокуратуру, чтобы ликвидировать обнаруженные ошибки и рассмотреть возможность выделения в отдельное производство дела обвиняемого в убийстве, чтобы его можно было рассматривать судом присяжных. В начале августа прокуратура исправила все технические и грамматические неточности, но выделение дела обвиняемого в убийстве сочла невозможным.
Как рассказал в беседе с корреспондентом «НГ» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, за последние 4 года в России заметно возросло количество приговоров по статье 282 УК РФ (разжигание национальной и религиозной розни). По его словам, это в первую очередь связано с тем, что активность радикальных националистов и группировок в последнее время очень возросла. «Вопиющих преступлений стало настолько много, что просто невозможно стало закрывать глаза и говорить, что скинхедов нет, – заявил Александр Брод корреспонденту «НГ». – Мне кажется, что именно обилие таких фактов вынудило министра Нургалиева в феврале прошлого года выступить и обозначить опасность для государства и общества, которая исходит от радикальных группировок. Соответственно, и прокуратура вынуждена была как-то на это реагировать».
Вместе с тем, по мнению Брода, правоохранительные органы пока недостаточно оперативно и активно реагируют на факты национализма в российском обществе. По его мнению, судебных процессов по 282-й статье было бы больше, если бы удалось создать институт профессиональной экспертизы. Пока ее не существует, большинство дел просто разваливаются или доходят до суда в виде «хулиганства».
По данным Московского бюро по правам человека, сегодня националистов поддерживают от 50% до 60% населения (причем треть из этого числа разделяют идеи радикальных националистов), среди которых и сотрудники правоохранительных органов. Как пояснил корреспонденту «НГ» автор доклада Семен Чарный, эти цифры не меняются уже полтора года. А причина такого положения, по мнению автора доклада, в том, что российское общество последние 15 лет переживает ускоренную модернизацию: «Ломается привычный порядок жизни, меняется социальное положение больших масс людей и далеко не в лучшую сторону. В этой обстановке многие начинают искать виновных. А некоторые политики, дабы не искать проблемы в себе, подсовывают обществу чужаков-инородцев».
Исследователи также обращают внимание на тенденцию к распространению националистической идеологии среди представителей среднего класса. Более 50% опрошенных, причисляющих себя к среднему классу, потребовали укрепления суверенитета России и этнически однородного национального государства. По мнению Семена Чарного, это связано с тем, что средний класс, не имея непосредственного контакта с представителями других национальностей, формирует свое представление о них на основе многолетних стереотипов и политической пропаганды.
Из доклада «Расизм, ксенофобия, этническая дискриминация, антисемитизм в России» (подготовлен Московским бюро по правам человека)
Большинство нападений и убийств на почве национальной ненависти в нашей стране совершается скинхедами. В настоящее время в России насчитывается свыше 50 тысяч скинхедов, что сравнимо с их общей численностью во всем остальном мире – 70 тысяч человек (эти цифры не совпадают с данными МВД, в которых говорится только о 10 тыс. бритоголовых на всей территории России. – «НГ»). Эксперты отмечают, что сообщества скинхедов существуют приблизительно в 85 городах России. Наибольшее количество скинхедов насчитывается в Санкт-Петербурге (10–15 тыс.), Калининграде (около 1 тыс.), Нижнем Новгороде (от 600 до 2,5 тыс.), Ростове-на-Дону (свыше 1,5 тыс.), Пскове, Екатеринбурге, Краснодаре – свыше 1 тыс. По нескольку сотен скинхедов действуют в Воронеже, Самаре, Саратове, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани и Петрозаводске. Основной состав скинхедов – выходцы из малообеспеченных семей, но встречаются среди них и выходцы из семей предпринимателей (в основном среднего и малого бизнеса). Практически все нападения и убийства на почве национальной ненависти, совершенные в первом полугодии 2005 году, были делом рук бритоголовых.
22 августа городской суд Сургута вынес приговор пятерым скинхедам, обвиняемым в нападениях на выходцев из Средней Азии и Кавказа. Подсудимые признаны виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, а также возбуждении ненависти либо вражды. Двоим из обвиняемых назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы, остальные приговорены к 8,5 года.
17 августа Верховный суд РФ оставил в силе сроки наказания от 8 до 19 лет лишения свободы шестерым подмосковным скинхедам, признанным виновными в нескольких убийствах на почве национальной розни. Все преступления были совершены в октябре–ноябре 2003 года на железнодорожных станциях Ногинского района. Одной из жертв бритоголовых стал чемпион России по карате Яков Кан.
15 августа Кировский районный суд Екатеринбурга приговорил троих членов группировки скинхедов к году заключения в колонии-поселении за избиение студентов-якутов. Преступление было квалифицировано судом как действия, направленные на унижение национального достоинства, с применением насилия.
21 июля Останкинский суд Москвы вынес приговор по делу об избиении в январе раввинов Александра Лакшина и Элиягу Фомиука. Нападавшие приговорены к 4 годам колонии общего режима и к 1,5 года колонии-поселения. Суд отказался признать одним из мотивов нападения национальную ненависть.
12 июля Правобережный суд Липецка вынес приговор четверым скинхедам, обвинявшимся в нападении на гражданина Мали. Суд признал, что избиение иностранного студента Липецкого государственного педагогического университета совершено на расовой почве. Трое подсудимых получили сроки от 2 до 4,5 года лишения свободы, один (как несовершеннолетний) осужден условно на год с испытательным сроком два года.
11 июля Мособлсуд приговорил к 14 и 17 годам лишения свободы двух молодых людей, обвиняемых в убийстве узбекских строителей в Ленинском районе Подмосковья. Суд признал их виновными в убийстве с особой жестокостью, вымогательстве, покушении на убийство и умышленном повреждении чужого имущества, однако посчитал, что обвинению не удалось доказать, что преступления были совершены на почве национальной неприязни.
26 апреля Волгоградский областной суд вынес приговор скинхедам, обвинявшимся в убийстве трех выходцев из Средней Азии на почве национальной ненависти. Один из восьми обвиняемых был оправдан, остальные получили сроки от 4 до 10 лет колонии общего и строгого режима.