Российские авиаперевозчики в полной мере выполнили предписание Федерального агентства по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) о приостановке эксплуатации Ил-96-300 и уже нашли альтернативу флагману отечественного самолетостроения. На международных рейсах его заменят самолеты западных компаний Boeing и Airbus, на внутренних – Ил-62 и Ил-86. При этом, как утверждают в авиакомпаниях, эксплуатирующих Ил-96-300, убытки, которые они несут от приостановки полетов этого лайнера, в разы выше, чем расходы на его содержание и текущий ремонт.
Как заявили «НГ» в Минтрансе, министерство не считает запрет на полеты Ил-96-300 чрезмерным: «Ространснадзор фактически был вынужден пойти на это. Речь о приостановке эксплуатации этих машин велась уже больше полугода, но, видимо, производители всерьез к этому не отнеслись. Хотя мы не раз контактировали с ними по этому поводу. Все знали, что есть претензии, но не решали этот вопрос».
Видимо, резкий шаг Минтранса все-таки переломил ситуацию: Федеральное агентство по промышленности (Роспром) пообещало до конца недели разработать план действий по устранению неисправностей самолетов Ил-96-300. Глава Роспрома Борис Алешин намеревается провести ряд совещаний с участием представителей авиапрома и заинтересованных федеральных служб и ведомств. Окончательный план мероприятий, по словам представителей Роспрома, должен быть утвержден в четверг.
Всего в России эксплуатируются 13 Ил-96-300. Шесть из них у «Аэрофлота», три ≈ у «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ), два – у «Красноярских авиалиний» («Красэйр»). Еще два «президентских» борта обслуживаются ГТК «Россия». По словам генерального директора «Аэрофлота» Льва Кошлякова, в связи с предписанием Ространснадзора с 22 августа компания отменила все рейсы на Ханой и отдельные рейсы на Пекин, Сеул, Торонто и Вашингтон. Рейсы на Дели и Хабаровск будут выполняться на Ил-86, в Петропавловск-Камчатский – на Ил-62. В Шанхай, Пекин, Бангкок и Сеул пассажиры «Аэрофлота» будут летать на Boeing 767, а в Лондон, Ниццу и Женеву – на Аirbus.
Как рассказала «НГ» руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг, «такие изменения в пик сезона приводят к тому, что мы несем колоссальные убытки». По ее словам, если до конца октября полеты Ил-96 не разрешат, потери «Аэрофлота» составят 20 млн. долл. Между тем, по словам Данненберг, за 12 лет эксплуатации шести Ил-96 компания потратила на их текущий ремонт и «доводку» около 70 млн. долл. То есть убытки авиаперевозчиков от запрета на полеты Ил-96 значительно превышают расходы на планомерное поддержание работоспособности этого самолета. На вопрос «НГ», что в конечном счете обошлось бы «Аэрофлоту» дешевле: запрет на полеты или текущий ремонт самолета, Ирина Данненберг ответила: «Для нас вопрос так не стоит. Не мы же инициаторы запрета».
Как утверждают в пресс-службе «Красэйр», Ил-96 появились в воздушном парке компании около года назад, и особых претензий к ним не было. «Были небольшие технические проблемы, но регулярно возникающих авральных ситуаций с ними не было, – утверждают в «Красэйр». – Все проблемы были на уровне обычных для отечественной техники, и поэтому ремонт для нас не был слишком затратным. Боюсь, что сейчас мы потеряем гораздо больше». На внутренних рейсах «Красэйр» планирует заменить Ил-96 на Ил-62. «Обязательства перед пассажирами мы выполним, но это все равно увеличит наши издержки, – говорят в компании. – Ил-96 более вместителен, и поэтому на один рейс придется пускать два 62-х. А если добавить сюда еще и прожорливость Ил-62, то с учетом затрат на топливо убытки будут серьезные». Для дальних перелетов в «Красэйр» намерены использовать два Boeing 767.
Впрочем, как утверждают в «Красэйр», принадлежащие им Ил-96 находятся в эксплуатации у «Домодедовских авиалиний», и именно на плечи этой компании лягут основные трудности. В пресс-службе ДАЛ говорить о ситуации вокруг запрета на эксплуатацию Ил-96 вчера не захотели.