0
916
Газета События Интернет-версия

23.08.2005 00:00:00

Президенту подрезали крылья

Тэги: ил96300, аэрофлот, эксплуатация, ространснадзор


ил-96-300, аэрофлот, эксплуатация, ространснадзор Теперь президентский Ил-96-300 может на неопределенное время встать на прикол в подмосковном 'Внуково-2'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера Федеральное агентство по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) предложило руководству российских авиакомпаний приостановить эксплуатацию самолетов Ил-96-300. Поводом для вынесения такого предписания, по официальной версии, стал частый отказ систем торможения. На Ил-96-300 последние несколько лет летает Владимир Путин. Именно неисправность тормозной системы источники из окружения президента называли основной причиной инцидента 2 августа в финском аэропорту «Турку», когда «борт № 1», уже разогнавшись по взлетно-посадочной полосе, неожиданно для всех вернулся на стоянку. Путин покинул Ил-96 через запасной выход и пересел на резервный Ил-62, который и доставил его в Москву.

Ространснадзор провел расследование этого инцидента, результаты которого, по официальной версии, и заставили вынести предписание о приостановке полетов на Ил-96-300. Как утверждают в Минтрансе, расследование последних инцидентов с этими самолетами выявило серьезные дефекты в агрегатах, применяемых в системе торможения колес. В частности, установлено, что один из узлов системы изготовлен с отступлением от чертежа. Более того, Ространснадзор выявил случай фальсификации сведений об изготовлении этого агрегата.

Глава Ространснадзора Александр Нерадько отметил, что «грубый производственный брак» в тормозной системе самолетов был обнаружен в деталях, выпущенных Балашихинским литейно-механическим заводом. По его словам, проблемы у Ил-96-300 проявлялись при разбеге или посадке самолета. «Колеса могли самопроизвольно разблокироваться, и самолет мог выехать за пределы взлетной полосы», – пояснил Нерадько, добавив, что в такой ситуации судьба самолета и пассажиров целиком зависела от мастерства пилотов. Запрет на полеты этого типа самолетов, по словам главы Ространснадзора, будет действовать до устранения производителем указанных недостатков и никак не отразится на экспортных поставках этих лайнеров: «Речь идет не о технологическом недостатке, а о нарушениях, допущенных при сборке самолета».

Уточнение Нерадько про экспортные поставки Ил-96-300 не случайно. На авиасалоне МАКС-2005 лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» объявила о подписании семи соглашений на поставки 56 самолетов общей стоимостью 1,6 млрд. долларов. Среди прочего речь идет о двух Ил-96-300 для Cubana de Aviacion S.A. и однотипных им восьми грузовиков Ил-96-400Т для авиакомпании «Волга-Днепр» (в дни авиасалона в Москве даже появились посвященные ему рекламные растяжки). По данным «НГ», о том, что Ространснадзор намеревается приостановить полеты Ил-96-300, крупные авиаперевозчики узнали еще до начала проведения авиашоу. Но по каким-то причинам, о которых можно только догадываться, Ространснадзор решил отложить публичные заявления о «производственном браке» до окончания авиасалона в Жуковском.

По мнению экспертов, Ил-96-300 привлекает авиакомпании своей относительной (по сравнению с западными дальнемагистральными машинами) дешевизной. Однако выявленные сборочные недостатки этого лайнера, которые проявлялись уже не раз, вынуждают его владельца всегда иметь «под рукой» резервный самолет. При таких условиях дешевизна Ил-96-300 весьма условна, поскольку фактически вместо одной машины приходится содержать две.

ОАО «Аэрофлот» – один из крупнейших отечественных авиаперевозчиков, обладающий к тому же самым большим в России парком Ил-96-300 (6 машин), – не замедлил сообщить, что приостанавливает эксплуатацию этих самолетов до «устранения производителем выявленных конструкторско-производственных недостатков». Как рассказала «НГ» руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг, информация о том, что эксплуатация Ил-96-300 будет приостановлена, появилась еще в конце прошлой недели: «Вопрос был только, с какого числа вынесут это предписание. Так что для нас это решение не было неожиданностью, и у нас было достаточно времени, чтобы подготовиться».

По словам Ирины Данненберг, у «Аэрофлота» были претензии к Ил-96-300 еще с момента появления этих машин в парке авиаперевозчика в 1993 году: «Мы были первыми, кто взял в эксплуатацию 6 машин этого типа, и сами доводили их до ума. Претензии в основном касались моторов и различных узлов и агрегатов, в том числе и в системе торможения колес. Но если «Пермские моторы» адекватно реагировали на наши претензии и быстро устраняли проблемы, то «ильюшинцы», к сожалению, доводкой машины занимались крайне мало, и эти огрехи мы устраняли своими силами и за свои средства».

Тем не менее в июле нынешнего года совет директоров «Аэрофлота» одобрил приобретение в финансовый лизинг у «Ильюшин Финанс Ко» шести новых самолетов Ил-96-300. Для окончательного одобрения сделки, предположительно в сентябре, планировалось созвать внеочередное собрание акционеров «Аэрофлота». Как говорит Ирина Данненберг, «от исполнения этого контракта никто не отказывался, но мы надеемся, что все недостатки предыдущих машин будут устранены». «Нам крайне не хватает дальнемагистральных машин, – пояснила «НГ» Данненберг, – и после приостановки эксплуатации этих шести самолетов нам будет нелегко. Все обязательства перед пассажирами мы, конечно, выполним, но мы несем огромный ущерб, как прямые убытки, так и косвенные, в смысле имиджа компании». Но «Аэрофлот», по словам руководителя пресс-службы, пока ни от кого не собирается требовать компенсации.

 

Авиалайнер Ил-96-300

Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-300 разработан специалистами ОКБ имени С.В. Ильюшина в 1983 году. Предназначен для перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов на магистральных линиях протяженностью от 9 до 11 тысяч км. Может перевозить до 300 пассажиров и принять на борт до 40 тонн груза. Первый полет опытного Ил-96-300 состоялся 28 сентября 1988 года, а межгосударственный сертификат летной годности Госавиарегистра самолет получил в декабре 1992 года. В том же году на Воронежском авиационно-строительном объединении (ВАСО) начался серийный выпуск самолетов этой модификации. Всего в эксплуатации 13 самолетов Ил-96-300: два – в ГТК «Россия», 6 – в «Аэрофлоте», 5 – в других российских авиакомпаниях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
801
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
837
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
365
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
526

Другие новости