Сегодня адвокаты Платона Лебедева намерены посетить руководство СИЗО «Матросская Тишина», чтобы выяснить, чем мотивирован перевод их подзащитного из общей камеры в карцер, и добиться отмены этого решения. По словам адвоката Константина Ривкина, в понедельник защита планирует получить «официальное разъяснение по поводу произошедшего и еще раз напомнить администрации, что семь дней, которые Лебедев должен провести в карцере, даны ему для ознакомления с протоколами судебного заседания». Конечной целью адвокатов, по словам Ривкина, является отмена решения о переводе Лебедева, но в оценках своих перспектив защитники очень аккуратны. «Будем смотреть по ситуации. Может быть, администрация сама примет какое-либо решение, а может быть, нам придется обращаться к надзирающему прокурору», – говорит Константин Ривкин.
Платон Лебедев был переведен в карцер 18 августа. Его адвокаты узнали об этом только на следующий день. По словам Ривкина, когда он посещал Лебедева в СИЗО, тот рассказал, что с четверга находится в карцере в наказание за отказ от прогулок. «Он сообщил, что перед тем, как отправить его в карцер, ему зачитали соответствующее постановление руководителя СИЗО, – рассказал «НГ» адвокат. – Из этого документа следовало, что он наказан за неисполнение требований администрации о выходе на прогулку». При этом Константин Ривкин отметил, что ходить на прогулки – это не обязанность, а право заключенных. «Он два с лишним года находится под стражей и гулять не ходил, – утверждает адвокат. – Никаких претензий к нему по этому поводу никогда не было».
Администрация СИЗО и представители Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) официально ситуацию не комментируют. Лишь анонимный источник из руководства ФСИН пояснил Интерфаксу, что «такое решение было принято начальником изолятора» и «вызвано нарушением Лебедевым установленного режима содержания и грубостью в адрес администрации изолятора». Константин Ривкин не исключил, что Платон Лебедев, когда ему было сообщено решение о переводе в карцер, отреагировал на него с присущим ему сарказмом. «Но он же не первый день в следственном изоляторе, – удивляется адвокат, – и его риторика, по моим наблюдениям, за два года существенных изменений не претерпела». По мнению Константина Ривкина, отказ от прогулок и грубость в отношении руководства СИЗО – лишь поводы для ужесточения условий содержания Лебедева.
По словам Константина Ривкина, находясь в карцере, Лебедев, согласно правилам, не может продолжать работу с протоколом судебных заседаний. Кроме того, срок наказания главы МФО МЕНАТЕП истекает 25 августа. Именно в этот день, согласно уведомлению Мещанского суда, бывшие акционеры ЮКОСа и их адвокаты должны завершить ознакомление с протоколом судебных заседаний. «В этой связи у нас на поверхности только одна версия: его лишают возможности работать с протоколом, – говорит Константин Ривкин. – Я не очень представляю, как он будет теперь писать на него замечания».