Ми-8 – основной и самый массовый военно-транспортный вертолет Российской армии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сразу две авиакатастрофы с участием вертолетов Ми-8 произошли вчера в России. В окрестностях Нефтеюганска разбился вертолет местной авиакомпании «Арго», перевозивший сотрудников нефтедобывающей компании. А недалеко от Хабаровска аварийную посадку совершил вертолет 11-й армии ВВС и ПВО, выполнявший учебное десантирование. В результате этих инцидентов четыре человека погибли и пятеро получили ранения.
Вопреки устоявшейся традиции главком ВВС не стал приостанавливать полеты данного типа вертолетов. Владимир Михайлов посчитал, что в этом нет необходимости. Возможно, необычно мягкая позиция главкома напрямую связана с масштабными российско-китайскими военными учениями «Мирная миссия-2005», начавшимися вчера на Дальнем Востоке: традиционное решение о приостановке полетов фактически оставило бы российскую группировку без крыльев.
Вертолет Ми-8 местной авиакомпании «Арго» вылетел из поселка Каркатеево в 7.00. По данным МЧС, в вертолете находились 3 пассажира и 3 члена экипажа. По информации Ространснадзора, на борту были представители Нефтеюганского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод», которые должны были проводить работы по осмотру нефтепровода. В 8.08 при маневрировании в районе поселка Звездный, в четырех километрах к юго-западу от Нефтеюганска, вертолет потерял управление и рухнул в небольшое озеро.
По сведениям МЧС, в результате крушения 3 члена экипажа и 1 пассажир погибли, еще 2 пассажира доставлены в больницу Нефтеюганска. По предварительным данным Ространснадзора, авария произошла в результате столкновения с элементами внешней подвески вертолета К-32 Нефтеюганского авиаотряда. Командир К-32 рассказал, что через три минуты после взлета он почувствовал сильный рывок. Специалисты предполагают, что экипаж Ми-8 не заметил другого вертолета и зацепил лопастями несущего винта трос внешней подвески, на которой был закреплен груз.
По факту аварии вертолета Ми-8 прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа возбудила уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов и подготовки к ним). По той же статье возбудила уголовное дело и прокуратура Хабаровского гарнизона в связи с катастрофой армейского Ми-8.
Около 10.30 по местному времени на военном аэродроме в 40 км от Хабаровска вертолет Ми-8 11-й армии ВВС и ПВО совершил жесткую аварийную посадку. По словам начальника пресс-службы ВВС России Александра Дробышевского, в ходе планового десантирования на высоте 1200 м отказал рулевой винт вертолета. Командир экипажа капитан Андрей Иваненко дал команду восьми парашютистам покинуть машину, после чего вертолет совершил жесткую посадку, завалившись на правый борт. Все три летчика травмированы: бортмеханик сломал ногу, а остальные члены экипажа получили ушибы и ссадины.
Главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов отметил профессиональные действия экипажа, которому удалось удержать вертолет от неуправляемого вращения, благодаря чему машина не упала, а приземлилась. В рекордные сроки – всего за несколько часов – техническая комиссия 11-й армии установила, что причиной аварии стало разрушение вала рулевого винта. А помощник командующего армией Сергей Роща заявил, что комиссия признала вертолет подлежащим восстановлению. Вскоре после этого главком ВВС заявил, что полеты вертолетов Ми-8 из-за аварии в Хабаровском крае приостанавливаться не будут: «Я дал команду провести целевые осмотры вертолетов этого типа. И такие осмотры уже проведены. Приостанавливать полеты вертолетов Ми-8 нет надобности».
Напомним, что прекращение полетов после аварии воздушного судна – нормальная практика в российских ВВС. Так было и с вертолетами, и с истребителями, и даже с ракетоносцами. Полеты приостанавливались порой на несколько месяцев. А нестандартное вчерашнее решение главкома скорее всего связано с российско-китайскими учениями «Мирная миссия-2005», которые продлятся до 25 августа. Вертолеты Ми-8 – рабочая лошадка Российской армии, и прекратить их полеты означало бы оставить российскую группировку без средств мобильного передвижения. Тем более что на фоне удачного пуска ракет на Северном флоте сложности на Дальнем Востоке выглядели бы нехорошо.
═
Из истории Ми-8
═
За последние два года в России и других странах мира произошло 16 авиапроисшествий с Ми-8, в которых 79 человек погибли и 23 были ранены.
Отметивший в нынешнем году 30-летие серийного производства, вертолет Ми-8 – самый популярный в своем классе. Его разработка началась в мае 1960 года. Первый опытный образец впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года. Серийное производство Ми-8 началось в марте 1965 года на авиазаводе в Казани, а в 1970 году к его производству приступил и Улан-Удинский завод. В 1962–1991 годах только на этих заводах изготовлено около 5200 вертолетов (из них около 2800 поставлено на экспорт в 40 стран мира), а всего выпущено свыше 11 тыс. Ми-8. Помимо боевых действий эти вертолеты широко используются для решения ряда других задач: поиск и спасение терпящих бедствие, срочная доставка грузов и эвакуация больных, патрулирование границ и т.п.