Главная версия катастрофы в Венесуэле – отказ двигателей MD-80.
Фото Reuters
Не прошло и двух дней после авиакатастрофы «Боинга-737» в Греции (число жертв – 121 человек), как еще более страшная трагедия произошла в Венесуэле. В результате ЧП 16 августа, по уточненным данным, погиб 161 человек – 153 пассажира и 8 членов экипажа MD-80. Самолет летел из Панамы на Мартинику – остров в Карибском море, являющийся заморским департаментом Франции. Вчера на месте падения авиалайнера работали отряды гражданской обороны, полиция, военные. В Венесуэлу из Франции прибыла группа специалистов с оборудованием для идентификации тел погибших. Установлено, что все находившиеся на борту пассажиры – граждане Франции, а члены экипажа – подданные Колумбии (владельцем авиалайнера являлась колумбийская авиакомпания «Уэстерн Карибан»). Президент Франции Жак Ширак выразил соболезнования семьям погибшим.
Что касается причин ЧП, то главной версией пока остается отказ двух двигателей. Представители колумбийских властей заявили, что перед тем, как с самолетом была потеряна связь, пилоты сообщили о проблемах сначала с одним, а потом и со вторым двигателями. Они также просили разрешения на снижение, после чего связь прервалась. И хотя министр транспорта Франции Доминик Пербен заявил, что потерпевший аварию самолет несколько месяцев назад прошел техническое освидетельствование во Франции и в нем не было выявлено каких-либо проблем, но, как передало НТВ со ссылкой на Ассошиэйтед Пресс, лайнер уже и до этого бывал на грани гибели – в прошлом месяце во время полета у него отвалилась часть обшивки.
Когда ведутся расследования подобных происшествий, всегда встает вопрос: а нет ли в случившемся вины производителя? В данном случае за авиакатастрофами как в Греции, так и в Венесуэле стоит авиастроительная компания «Боинг». Дело в том, что в 1997 году известная американская самолетостроительная компания «Макдоннелл Дуглас» (самолеты марки MD – ее продукция) перестала существовать – ее поглотил «Боинг». Европейский союз обвинил тогда «Боинг» в нарушении антимонопольного законодательства, стремлении занять доминирующую позицию на рынке крупных самолетов и таким образом ограничить возможности своего европейского конкурента – авиаконсорциума «Эйрбас Индастри».
Дело дошло до того, что США пригрозили ЕС, что в случае, если тот не даст согласия на слияние упомянутых компаний, то Вашингтон пойдет на сокращение воздушных сообщений между Америкой и Европой. Таким образом, весь «осиротевший» авиапарк, произведенный «Макдоннелл Дуглас», перешел под опеку «Боинга» и фактически сейчас доживает свой век. По большому счету, для «Боинга» это весьма дорогая и обременительная обуза. Нет сомнений, что этот аспект будет самым тщательным образом исследован теми, кто сегодня устанавливает причины венесуэльской трагедии.
А бьются «осиротевшие птенцы» «Макдоннелл Дуглас» весьма часто. В сентябре 1998 года самолет швейцарской авиакомпании «Суисс эйр» MD-11 вылетел из Нью-Йорка, взяв курс на Женеву, и упал в море вблизи от канадского города Галифакс, погибли 229 человек. За всю историю серии МD-80 с 1980 года (момент ввода их эксплуатацию) имело место 11 катастроф с человеческими жертвами. Японские эксперты, как сообщает ИТАР-ТАСС, вообще считают эти машины ненадежными: при обследовании 24 лайнеров MD-81 и MD-87 в двигателях 17 машин были обнаружены микротрещины, которые могли стать причиной авиакатастрофы. В качестве вероятной причины дефекта специалисты называют ошибку в проектировании двигательной установки. А за это несет ответственность производитель.
До сих пор корпорация демонстрировала готовность обеспечить, что называется, достойный уход в небытие самолетов «Макдоннелл Дуглас». Например, после того как в январе 2000 года потерпел катастрофу у берегов Калифорнии лайнер МD-83 авиакомпании «Аляска эрлайнс» (тогда погибли 88 человек), «Боинг» отозвал самолеты этой серии на техническую проверку. Такая акция – это не только очень затратное мероприятие (самолетов данного типа в США на тот момент насчитывалось около 2000 машин), но к тому же еще и бросающее тень на имидж производителя. «Боинг» принудили пойти на такой шаг именно результаты расследования, в ходе которого были выявлено, что в потерпевшем аварию самолете разрушилась одна из деталей руля высоты. Примечательно, что руководство «Боинга» объявило о проведении технических проверок до того, как авиационные власти США вынесли официальное распоряжение.
В московском представительстве «Боинга» комментировать ситуацию отказались, сославшись на то, что сделать это некому. «Все на МАКСе», – сказала корреспонденту «НГ» секретарь. Но даже если в ходе расследований двух последних авиакатастроф вины производителя не будет установлено, «Боинг» все равно понесет потери – пока больше морального плана. Отказ экипажа и пассажиров подняться на «Боинг-737» в кипрском аэропорту сразу после авиакатастрофы в Греции – показательный в этом плане пример. Общественное сознание, психология в первую очередь фиксируют факт катастрофы, а не ее причины. На этом фоне моральные дивиденды обретет главный конкурент «Боинга» – европейский консорциум «Эйрбас Индастри».