0
1154
Газета События Интернет-версия

17.08.2005 00:00:00

Разгерметизация человеческого фактора

Тэги: кипр, авиакатастрофа, следствие


кипр, авиакатастрофа, следствие Родственники погибших в авиакатастрофе с трудом переносят участие в опознании тел.
Фото Reuters

История катастрофы кипрского «Боинга-737» пополняется новыми подробностями. Эксперты уже заявили, что на момент падения некоторые пассажиры были живы. При этом пилоты, летавшие на подобных самолетах, заявили «НГ», что разгерметизация салона – не редкость, пилоты многократно отрабатывают ее на тренажерах, и скорее всего причиной греческой катастрофы стала ошибка экипажа – пресловутый человеческий фактор.

В понедельник вечером старший судмедэксперт, ведущий расследование гибели авиалайнера кипрской авиакомпании Helios Airways, сообщил, что по меньшей мере шестеро из находившихся на борту были живы в момент удара о землю. А вчера греческий следователь Никос Калогриас сообщил прессе, что данные вскрытия свидетельствуют: к моменту падения лайнера были живы по меньшей мере 20 человек, находившихся на борту. Это не означает, что они были в сознании, однако, как подчеркивают эксперты, они дышали, их кровь циркулировала, а сердца бились. При этом, как заметил Никос Калогриас, как минимум один проводник погиб от травм, полученных в момент удара «Боинга» о землю.

Данные медиков подтвердило и скандальное признание 33-летнего Сотириса Вутаса, который в день трагедии рассказал журналистам об СМС-сообщении, полученном с борта лайнера от двоюродного брата. В этом послании якобы говорилось, что пассажиры замерзают. Однако в понедельник вечером Вутас признался полиции, что он солгал.

Оба бортовых самописца «Боинга», найденные еще в воскресенье, отправили расшифровывать во Францию. Планируется, что к расследованию причин катастрофы лайнера подключатся эксперты из фирмы «Боинг». Основной версией по-прежнему считается разгерметизация кабины на высоте более 10 км. Но специалисты до сих пор не могут понять, почему пилоты, хорошо подготовленные к такому развитию ситуации, не воспользовались кислородными масками и утратили контроль над лайнером.

По мнению экспертов «НГ», потеря давления обычно не приводит к крушению самолета. Разгерметизация становится опасной, когда попутно отказывает автономная система подачи кислорода: в этом случае пилот действительно может потерять сознание.

Насколько это вероятно в случае с кипрским «Боингом», покажет техническая экспертиза, но у пилотов есть своя версия случившегося. Ею поделился с корреспондентом «НГ» пилот авиаотряда «Шереметьево» Владимир Фризин, который до недавнего времени летал на «Боинге-737».

По словам Владимира Фризина, пилоты дважды в год проходят курс подготовки с отработкой нештатных ситуаций на тренажере, и разгерметизация салона отрабатывается постоянно. В реальной жизни, как утверждает летчик, такие ситуации – правда, с менее трагическими последствиями – происходят достаточно часто и практически на всех типах самолетов.

«Сейчас пока мало информации, чтобы ее анализировать, – говорит Владимир Фризин. – Но из того, что известно, можно сделать вывод о возможной ошибке кипрского пилота. Система аварийной подачи кислорода проверяется и тестируется перед каждым вылетом, она надежна, и ее отказ маловероятен. Скорее всего пилот действительно был один в кабине (сведения о том, что в кабине находится только один человек, были получены на земле от пилотов истребителей греческих ВВС, отправленных на перехват не отвечавшего диспетчерам самолета. – «НГ») и в момент разгерметизации попросту замешкался, запаниковал или просто не оценил всей серьезности ситуации».

«Я не исключаю, что вместо того, чтобы первым делом надеть кислородную маску, как того требует инструкция, он начал предпринимать какие-то действия по управлению самолетом, – заявил корреспонденту «НГ» Владимир Фризин. – В стрессовой ситуации, спасая самолет, пилот мог просто не заметить, как теряет сознание. А помочь ему никто не мог: по новым стандартам безопасности, «антитеррористическую» дверь можно открыть только изнутри, из кабины пилотов».

По словам собеседника «НГ», ситуации с гибелью экипажа из-за разгерметизации случались и раньше. Владимир Фризин вспоминает, как несколько лет назад в США диспетчер потерял связь с небольшим самолетом бизнес-класса. Он шел на большой высоте, и, когда к нему приблизились военные истребители, их пилоты доложили, что видимых повреждений нет, но стекла кабины изнутри покрыты инеем. По словам Фризина, это первый и самый верный признак разгерметизации на большой высоте. Помочь пилотам и пассажирам того самолета никто уже не мог.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1153
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
723
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
504
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
724

Другие новости