0
1014
Газета События Интернет-версия

16.08.2005 00:00:00

Прокуратура нашла крайнего

Тэги: камчатка, батискаф, следствие, обвинение


Министр обороны РФ Сергей Иванов после спасения экипажа мини-подлодки АС-28 «Приз» пообещал, что «разбор заплывов и ныряний будет проведен очень серьезно. Назначена специальная комиссия по анализу всех действий сил флота, всех должностных лиц Министерства обороны». Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Халатность», и более 20 следователей принялись за работу в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. И первым обвиняемым, как стало известно вчера, стал капитан спасательного судна Тихоокеанского флота (ТОФ) «Георгий Козьмин» капитан 2 ранга Виктор Новиков.

 

Адмиралам было что скрывать

 

Помощник командующего ТОФ капитан 1 ранга Александр Косолапов отказался прокомментировать возбуждение уголовного дела в отношении капитана спасательного судна «Георгий Козьмин». Не удалось получить комментарии и в военной прокуратуре флота. А в Главной военной прокуратуре «НГ» рассказали, что 15 августа прокуратура ТОФ возбудила против капитана спасательного судна «Георгий Козьмин» уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). По данным прокуратуры ТОФа, из-за непрофессиональных действий Виктора Новикова во время спасательной операции АС-28 был выведен из строя подводный телеуправляемый аппарат «Веном». По предварительной оценке специалистов, тем самым нанесен военному бюджету ущерб примерно в 10 млн. рублей.

Как рассказал «НГ» известный флотский специалист адмирал Эдуард Балтин, по статье «Халатность» капитан спасателя может получить до трех лет лишения свободы. А комментируя предположения некоторых экспертов, что таким образом в истории с АС-28 найден крайний, Эдуард Балтин отметил: «Это не совсем так. Скорее всего дело в том, что на флоте в настоящее время действительно нередко специалисты работают спустя рукава. Что просто недопустимо – море не прощает малейших ошибок».

Стоит вспомнить, что поначалу флотское руководство стремилось скрыть правду об испорченном аппарате. Командующий ТОФ Виктор Федоров сказал: «Был у нас аппарат «Веном», который имеет определенные возможности. Но он буквально после второго галса вышел из строя... Такова имеющаяся на вооружении тихоокеанцев техника спасения». Начальник штаба группировки войск и сил на северо-востоке РФ контр-адмирал Александр Витко на пресс-конференции 9 августа высказался не менее резко: «В нашем распоряжении есть рабочий необитаемый аппарат «Веном», однако он оказался слишком громоздким и неповоротливым для проведения подобных работ».

Только 12 августа начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Масорин заявил: «Когда его (аппарат «Веном». – «НГ») стали применять, применили неправильно. Испортили наши люди. Причины, которые привели к этому, – наши головотяпство, разгильдяйство и безответственность».

 

Как вы судно назовете...

 

«Испортили» – это о сгоревших в результате броска напряжения четырех мощных компьютерах «Венома». До этого никто из адмиралов не осмелился сказать, что аппарат сожгли неумелые операторы: штатным расписанием на борту «Георгия Козьмина» не предусмотрены обслуживающие «Веном» профессиональные специалисты с высшим образованием. А для управления аппаратом их требуется двое – если работать в одну смену.

Но если говорить о халатности и некомпетентности, то начинать следует с того, что мини-субмарина АС-28 «Приз» предназначена для спасения экипажей затонувших подлодок. А ее использовали для подводных работ. Спасатель «Георгий Козьмин» – специальное судно-носитель мини-подлодок. Их на нем должно быть две – но вторую давно списали. В этой ситуации, без подстраховки, «Приз» вообще не должен погружаться – но приказы адмиралов не обсуждают. Еще два «Приза» должен нести спасатель «Алагез», прибывший к месту аварии, но оба они отправлены в ремонт на неопределенный срок.

Вообще из 14 спасательных мини-субмарин проектов 1855 «Приз» и 18270 «Бестер» на всех флотах осталось только 4. А после возникновения аварийной ситуации мини-подлодку тут же переименовали в военный батискаф, который якобы совершал штатную работу.

Заместитель главного конструктора ЦКБ «Лазурит» Геннадий Болонин, находившийся на борту АС-28, сказал на пресс-конференции, что для ремонта гидроакустической антенны имелись специальные автономные рабочие снаряды – АРС. «Но эти АРСы давно сгнили – срок прошел, – заявил конструктор. – В свое время было закуплено импортное оборудование, и оно стоит на наших судах – телеуправляемый аппарат. Он и должен был решать нашу задачу, но его уже два года не могут почему-то ввести в строй. Вот и приходится использовать спасательные аппараты».

После катастрофы «Курска» Минобороны закупило на 30 млн. долл. глубоководные скафандры, шесть глубоководных аппаратов «Тайгер» и два «Венома» – но не предусмотрело для них штаты с приличной зарплатой, систему обучения и тренинга. И эта халатность – самая первая в цепочке. Один «Тайгер» утопили, когда обследовали затонувшую подлодку К-159. Один «Веном» спалили, когда спасали АС-28. Кто на очереди?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1882
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3894
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2931
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2397

Другие новости